Третья особенность: движения спиралевидны подобно наматыванию нити вперед и назад. Что такое «Наматывание шёлковой нити» или «Чань сы цзинь»? Тайцзи наматывание шелковой нити

, MS , является признанным экспертом и мастером уровня инструктора Тайцзи-цюань линии грандмастера Jou Tsung Hwa )

(перевод Clover)

Что термин «Чань сы цзинь» означает? «Чань» на китайском - это «наматывать» или «скручивать». «Сы» - «шёлк», или – «кокон из шёлка». Китайское слово «Цзинь» на английский точно перевести невозможно. Очень приблизительно оно означает нечто вроде «определенной прочности». Говоря о БИ - это специфический навык, которого можно достичь только путем целенаправленного тренинга. Чтобы лучше понять, что такое «Чань сы цзинь» - «Наматывание энергии, как «шёлковой нити»», нужно рассмотреть технологию обработки коконов тутового шёлкопряда.

Китайцы разводят тутовых шёлкопрядов для получения шёлковых нитей уже тысячи лет. «Тутовый» - это потому, что гусеницы шёлкопряда питаются листьями тутового дерева. Тутовые шёлкопряды, питаясь листьями тутового дерева, способны вырабатывать белки, которые являются основой для производства ими шёлковой нити. Перед тем, как на краткий миг стать бабочками, шёлкопряды основную часть своей жизни проводят в виде гусенец, в конце которой они плетут кокон из единственной чрезвычайно длинной шёлковой нити. При производстве шёлка коконы шёлкопряда опускают в горячую воду, в результате чего гусеницы гибнут, а коконы подготавливаются в наиболее лучшей обработке. Затем в каждом коконе отыскивается начало нити, чтобы размотать весь кокон. И здесь заключается самая главная идея для БИ («Не больше – Не меньше»): если при разматывании кокона шёлковую нить потянуть слишком сильно - она порвется, а если слишком слабо, то – кокона не размотаешь . Человек, который разматывает кокон, должен тонко чувствовать степень натяжения нити. На последующем этапе одиночные шёлковые нити переплетаются, чтобы получить из них одну более прочную нить. Т.о., процесс производства шелка у китайцев считается идеальной метафорой, чтобы объяснить принцип генерации «Чань сы цзинь».

«Наматывания шелковой нити» является важным навыком в Тайцзи-цюань. Без него, все действия в Тайцзи-цюань будут лишь имитацией. Можно, конечно, заниматься Тайцзи и без «Чань сы цзинь», но примерно на 80% все это будет просто физкультурой! Говоря о боевом аспекте, «Чань сы цзинь» позволяет свободно и мгновенно изменять направления и потоки энергий в теле. Она позволяет более эффективно проникать в открывающиеся «бреши» у противника. Она позволяет легко ловить на «обманках» противника, «обвивать» его, с тем, чтобы использовать его же энергию для перенаправления ее уже с выгодой для нас. Именно «Чань сы цзинь» является основой для овладевания состоянием тела «Железная рубашка», столь вожделенной для некоторых практиков кунг-фу. Но и в плане оздоровительных эффектов «Чань сы цзинь» является буквально «рогом изобилия». Это и массаж, и стречинг соединительных тканей, которые тем самым помогают восстанавливать и поддерживать организм в здоровом состоянии. Многим людям, которые овладели премудростями «Чань сы цзинь», удавалось избавиться даже от хронических заболеваний или от последствий различных травм. Также «Чан сы цзинь» благотворно влияет на состояние координированности тела и контроль нервной системы. Его «наматывающие» и «разматывающие» движения отлично подходит для повышения тонуса мышц. Если вращательные действия «Чань сы цзинь» осуществляются вместе с методом «Цельности тела», то они способствуют «очистке» лимфатической системы, восстанавливая т.о. циркуляцию Ци в теле. Практика «Чань сы цзинь» - это огромный потенциал для продления молодости тела, укрепления здоровья и генерации энергии.

Представьте себе, что ваше туловище - это «шёлковый кокон». Но этот «кокон» образован не из одной единственной нити, а сразу из ЧЕТЫРЕХ, тянущихся из ваших конечностей.

При этом, ваше туловище-«кокон» должно «стремиться» к идеальной вертикальной оси относительно земли. Туловище нужно стараться удерживать прямо вертикально - естественно, т.е. чтобы оно само держалось за счет своей идеальной вертикальности (как труба, поставленная вертикально). Т.е. без кренов туловища, на которые бы воздействовало притяжение земли, и из-за этого получалось бы ненужное (для техник) напряжение отдельных участков или групп мышц. Теперь представьте себе, что ЧЕТЫРЕ человека пытаются размотать ваш «кокон», тяня-«разматывая» за шёлковые нити-«ваши конечности». Но в то же время, вы не даете им себя «размотать», сопротивляясь, тяня и «сматывая» свои «нити» обратно. Такое «перетягивание каната» создает своего рода чувство «Упругости» (упругой «плотности») внутри тела (в каратэ – Мутими). Тело получается не вялым, но и не напряженным.

Далее, например, если вы поворачиваете туловище при движении вперёд с какой-либо конечностью, то представьте, как при этом движении «разматывается нить» из вашего туловища в сторону этой конечности. И, наоборот, когда вы делаете движение назад с какой-либо конечностью, то как «сматывается нить» обратно из конечности в туловище. Т.е. в каждом случае, вы должны тонко чувствовать «натяжение нити» конечности вне зависимости от того, куда движетесь. Теперь, представьте, что между всеми суставами, даже пальцев, есть небольшие «пространства». Они способствуют возможности сжатия и расслабления фасций и других тканей тела. Кроме того, чтобы сгенерировать побольше мощности (выброса Ци), нужно использовать Принцип «сжатия» и «расжатия» Даньтяня, наподобии «поршня в двигателе», который приводит в движение внутрь и наружу повороты туловища и конечностей.

Даже после примерно всего 2 месяцев практики «Чань сы цзинь», вы сможете заметить значительные улучшения в состоянии своего здоровья и боевых навыков. Это потому, что вы сосредоточены на «упругом чувстве» «натяжки нитей», т.е. вы становитесь ни инь, ни янь. Вы становитесь ими ОБОИМИ. Если, к примеру, вы ранее были несколько излишне вялыми (имели много инь), то вы сможете исправить это став более энергичным и «заряженным» (добавив ян). Если вы ранее были чрезмерно напряженными (ян), то вы станете более «сбалансированными» за счет большей расслабленности (инь). Ци сможет возобновить «течение» в тех местах, где она она была «заблокирована» и «застойная» напряженность будет ликвидирована. Энергетически и физически, «Чан сы цзинь» просто творит чудеса при коррекции дисбалансов и «застоев» в организме (т.е. отдельные участки «застойной» напряженности мышц в повседневной жизни могут быть столь привычны, что вы можете даже не подозревать об этом. Однако, за десялетия жизни эти «напряги» непременно скажутся на общем здоровье организма.).

Практика «Чань сы цзинь » есть в большинстве традиционных направлений Тайцзи, например, Чен, Ян и У/Хао. В классических трактатах о Тайцзи часто упоминаются фразы надобии: «Действуй, будто тянешь шёлковую нить из кокона». Возможно, именно поэтому некоторые мастера в старину прославились своими удивительными способностями. Изучайте, как использовать «Чань сы цзинь» в каждом движении, и, возможно, вы тоже добьетесь некоторых поразительных навыков. Чем умнее будет ваша практика, тем больших достижений вы добьетесь.

Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты , а выводы в статье могут быть интересны и полезны другим практикующим

Ключевые выводы сразу

Текущее понимание шёлковой нити сводится к выстроенным прямым и обратным психосоматическим связям между центром и конечностями. Cуставы тела формируют взаимозависимую биомеханическую структуру из пятнадцати основных центров преобразования двигательного усилия, а движение целостной структуры определяется по движению области нижнего дянь - тяня как соединение крутящих моментов двух плоскостей и ритмики, определяющих движение. Если отследить степени свободы по плечевому суставу, имеющему биомеханическую конструкцию типа "шаровая опора", то можно видеть, что возможны только два круговых движения плечевой кости относительно плеча. Грубо говоря - по часовой стрелке круг и против

Такова физическая сущность движения, однако в независимо от того, какой круг - есть фазы поворачивания ладони к себе и отворачивания от себя, которые есть и в круге "по часовой стрелке", и в круге "против часовой стелки". В процессе выполнения формы фаза отворачивания ладони от себя всегда означает расширение, более разматывающее движение хлыста руки с ручки туловища, поворот же к себе - это более сматывающее движение. Две боковые биомеханические оси от стопы до кисти, определяют вращение всех суставов по вращению любго из них, комбинация движения этих осей в фазах "шунь" и "ни" составляет целостное движение (кстати, подобно кручению спирали ДНК). Эта моя модель соотносится с объяснением в переводе М.М.Богачихиным книги Гу Люсиня, однако у него реально разматывающее движение называют ни чань (против хода), а реально сматывающее - шунь чань (по ходу). Энергетически полный цикл сжатия - расширения является четырёхфазным, соответствуя четырём сторонам и диаграмме тайцзи ту

О понятии "шёлковой нити" автор узнал из книги Гу Люсиня, переведённой Маем Михайловичем Богачихиным. К сожалению в разделе был упущен информационный блок, так что о том, что шёлковая нить является базовым понятием чэньского тайцзи сказано было, но что это такое детально сказано не было. Это частично было исправлено во втором издании, но детальнейшего объяснения сути также не было. Раз уж понятие шёлковой нити было продекларировано как ключевое ("ничто в форме не оходит от наматывания, не шунь, так ни, не прямое, так обратное"), автор занялся поиском, и получил дополнительные сведения из книг Александра Маслова, посвящённый син-и цюань. В последствии выяснилось, что понятие шёлковой нити характерно не только для Чэнь, но и для других направлений тайцзицюань и стилей внутренней семьи

Однако если в варианте Маслова понятие шёлковой нити описано довольно полно, то варианты, встречающиеся в различных переведённых источниках по тайцзицюань поголовно страдают туманностью формулировок или сильным упрошением. Ниже в статье планируется провести обзор встречавшихся автору вариантов

Чего найти не удалось - детального описания шёлковой нити для всего тела. То есть движения шёлковой нити для отдельных частей тела есть, но не для всего тела. Обычно встречается описания движения для рук, которые различаются для Гу Люсиня, Чжоу Цзунхуа и ряда других авторов. О движении для ног говорится, что оно повторяет движения для рук (Гу Люсинь), либо же предлагается отрабатывать движения по монаде для интуитивного постижения (Чжой Цзунхуа), или же говорится, что движениия для двух рук или для ног слишком сложны для описания словом

За время поиска автор не выработал для себя единой "картины мира" по поводу шёлковой нити, однако был найден ряд материалов, а также получены разъяснения как известных практиков (в частности Романа Романова, ученика Ма Хуна), так и мнение менее известных практикующих. Важно, что получить полной картины шёлковой нити у меня пока не получается, несмотря на полученную информацию, но поиск сути идёт

Итак, в классических и других источниках говорится, что наматывание и вытягивание шёлковой нити - это манера движения, которая позволяет увязать всё тело на центр и передавать усилие в любую часть тела. Характерной особенностью движения шёлковой нити является дополнение поступательного движения скручиванием конечности вдоль костной оси. Такое скручивание позволяет центрировать движение, выделить костные оси и опереть движение на них

О костной опорности говорят такие известные специалисты, как даосский мастер Мантэк Чиа, Олег Чернэ (клуб Инби), о проводимости через костную структуру говорят и классические источники, и менее известные авторы, например Боб Клейн в своей книге "Движения магии - дух тайцзицюаня". В то же время от учеников Романа Романова приходилось слышать довольно шокирующее заявление о том, что костная опорность не используется. Возможно дело здесь комбинировании традиционного тайцзицюань с другими направлениями, в частности илицюань, практикуемое высказывавшимися

Для целей исследования необходимо определиться, насколько парадигма неиспользования костной опорности соответствует общей канве чэнь ши, и как это влияет на понятие чаньсы цзинь. О чистоте стиля говорил в своём фундаментальном труде Чжоу Цзунхуа, подчёркивая, что только стандартный алфавит позволяет людям общаться. Уже после изучения алфавита (или параллельно, но разделяя и понимая) можно заниматься вариациями. Интрересы же прикладного использования на мой взгляд должны строиться с позиции чёткого понимания что и откуда пришло, иначе не будет чёткого понимания и, значит, не будет возможности определяться не с позиции чьего - то авторитета, но с позиции независимого от конкретных носителей традиции формализованного знания

Выделяют прямое (по ходу движения, "шунь") и обратное (против хода движения, "ни") наматывание шёлковой нити, однако не все специалисты согласны с таким переводом, предпочитая термины "шунь" и "ни". Чэнь Цзячжэнь и Гу Люсинь говорят о том, что если рисовать рукой диаграмму тайцзиту, рука будет плавно переходить в фазы шунь и ни (рисунок), а движение в ногах повторяет движение в руках. Ниже приведен рисунок с рисованием диаграммы, помеченные прямыми линиями переходы являются наматыванием по шунь чань, а помеченные пунктирными линями являются наматыванием по ни чань


Примечательно, что известный последователь Чэнь Чжаокуя Ма Хун приписывает Чжаокую прямо противоположное мнение о соответствии поворотов ладоней с прямым и обратным наматыванием. Что же говорит Ма Хун в разделе "Ма Хун - Тайцзицюань семьи Чэнь эстетика, здоровье, боевое искусство" из книги «Сущность и практика тайцзицюань семьи Чэнь», лекции Чэнь Чжаокуя, составлено Ма Хуном. Пекин 1992 год. ?: "В тайцзицюань семьи Чэнь, не важно большие движения или малые, быстрые или медленные, всегда идут по кругу или по дуге, любое место образует окружность, скручиваются в фазах шунь или ни, в каждом движении осуществляется мягкость и жесткость, быстрота и медленность, раскрытие и сжатие, подъем и погружение, это проявляется в каждой части тела, это является самым главным постулатом в теории тайцзицюань Чэнь Чжаокуя. Почему называется «скручивание в фазе шунь» («прямое наматывание») ? Почему называется «скручивание в фазе ни» («обратное наматывание»)? По этому поводу написано множество статей, нарисовано множество схем, однако комментарии смутные и не четкие. Чэнь Чжаокуй давал этому очень простое объяснение. Он брал своей правой кистью вашу правую кисть и скручивал свою ладонь в сторону мизинца, большой палец стягивался с мизинцем, это называется скручивание в фазе шунь; и наоборот, если ладонь скручивается в сторону большого пальца, а мизинец стягивается с большим пальцем, это называется скручивание в фазе ни. С вашей стороны, в первом случае будет скручивание ни, во втором скручивание шунь, соответственно наоборот. В одном повороте ладоней становится полностью понятным скручивание шунь - ни. Усилие скручивания ног в фазах шунь ни полностью аналогичны описанному выше..."

Однако же в другой своей статье Ма Хуна "Правильное положение всех частей тела в тайцзицюань стиля Чэнь", опубликованной в переведённой Р.Романовым книге "Теория и практика тайцзицюань стиля Чэнь. Вторая часть", СПб, 2008 в разделе "11. Кисти" сказано "Ладони также скручиваются в фазах шунь и ни, в фазе шунь мизинец ведёт к большому пальцу, выдвигается кромка ладони со стороны мизинца, при скручивании в фазе ни всё наоборот...". Конечно я могу ошибаться, но два прямо противоположных высказывания одного автора - это конечно же не явное вредительство и запутывание следов, это наверно какая то ошибка...

Во второй книге серии "Теория и практика тайцзицюань стиля Чэнь" Спб, 2008 Чэнь Чжаокуя и Ма Хуна, переведённой Романом Романовым, есть раздел "ответы на вопросы", на странице 335 даётся интересный комментарий относительно увязки прямого и обратного наматывания с силами пэн и люй, а также на все восемь сил в целом. В том числе явно говорится, что показанная у Гу Люсиня картина неверна. В частности в люйцзинь одна рука шуньчань, другая ничань. К тому же семь усилий есть продолжение пэнцзинь, и они имеют направления. Пэнцзинь спирально расширяется наружу, люй уводит силу горизонтально влево или вправо, цзицзинь направлена вперёд или по дуге вверх, ань вперёд по нижней дуге, ле разделяет горизонтально, верткально или по диагонали, чжоу и као возможны в разном направлении. Ещё одним примечательным моментом является перевод термина люйцзинь - протягивание. В конце второго издания первой книги Чэнь Цзячжэня и Гу Люсиня ("Секретные техники тайцзицюань стиля Чэнь", М:Изд-во К.Кравчука, 2005, глава 5 "Выдержки из трактатов", раздел 5 "О гимнастике "вскрывающте руки", стр. 420) также приводится отличный от общеизвестного перевод люйцзинь - обмахивание, которое, впрочем, тут же идёт указание на первоисточник, в котором применён привычеый термин "пропускание". Но это уже грани другой темы - восьми усилий

Также в этой книге термины шунь и ни предстают как центростремительная (шунь) и центробежная (ни) сила. Таким образом автор демонстрирует целостный и непротиворечивый в целом взгляд на предмет наматывания, отличающийся от взглядов других авторов. За исключением показанных нестыковок

Применительно к наматыванию для ног в книге Гу Люсиня сказано следующее: "прямое или обратное наматывание нити для ног определяется по направлению вращения коленных чашечек. А именно, когда коленная чашечка идёт от внутренней стороны паха вперёд, разворачивается наружу и обращается косо вниз, наматывая, или идёт от наружной стороны паха назад, поворачиваясь внутрь и направляясь косо вверх - это прямое наматывание. Когда же коленная чашечка идёт от наружной стороны паха вперёд, сворачиваясь внутрь и направляясь косо вверх, наматывая, или когда идёт от внутренней стороны паха назад, разворачиваясь наружу и направляясь косо вниз, наматывая - это обратное наматывание

И всё же во второй версии перевода книги года Чэнь Цзячженя и Гу Люсиня, выпущенной издательством Кравчука в 2005 году, представлен некий смысловой блок, касающийся наматывания. Два базовых вида наматывания расщепляются до нескольких векторных - левого/правого, верхнего/нижнего, внутреннего/внешнего, большого/малого, отступления/наступления. Комбинирование трёх видов векторного наматывания даёт объёмное кольцо. Неясно, где здесь переднее/заднее, демонстрируемое, например, в последовательностях шёлковой нити Чэнь Сяованом. Что же говорит автор в разделе "Суть движенгия усилия-цзинь как наматывания нити" ? Привожу выдержки: "... если говорить упрощённо, то, соблюдая требование "одно двинулось, движется всё", ладонь в своём перемещении или разворачиается изнутри наружу, или сворачивается снаруж внутрь, при этом образуется форма схемы великого предела. Указанные сворачивания внутрь и разворачивания наружу рассматривают по вращению указательного пальца... Прямое наматывание... это в основном усилие отражения... обратное наматывание... относится к усилию-цзинь откатывания люй... Эти два вида наматывания нити существуют на всех этапах движений в тайцзи и пронизывают его с начала до конца..."

Полный материал заинтересованный читатель может получить в этой выдающейся книге. Для наших целей важно, что представленного в книге материала всё же недостаточно для построения целостной "картины мира" по вопросу наматывания и вытягивания нити. Материал целостный и ценный, но, при всём уважении, не хватает рассмотрения других нюансов

Здесь возникает проблема разделения понятий, когда некое высказывание понятно автору, но не понятно читателю. В частности что совсем неоднозначно понимание "внутренней и наружной стороны паха". В целом можно видеть, что целостного представления о движении тела нет. Чёрт, а что же движение туловища, а увязка движения туловища и конечностей где? Как раз одной из задач сайта и является формализация и изыскание ключевых вопросов, которые могли бы добавить ясности в понимании сути явления и его место в общем объёме явления тайцзицюань. А то интересно получается - с одной стороны шёлковая нить называется сутью тайцзицюань, с другой детального описания перемен шёлковой нити для каждой части тела в проекциях формы и свободного движения нет. С другой стороны в других направлениях внутренней семьи отмечается шёлковая нить, но краеугольность этого понятия не декларируется

В классических источниках сказано "движение подобно наматыванию шёлковой нити, также оно подобно вытягиванию шёлковой нити. Потянешь чуть сильнее, и нить порвётся, потянешь слабее, и нить слипнется". Но это высказывание больше соотносится с формированием ощущения непрерывности и целостности движения в соответствии с другим классичесим высказыванием "одно двинулось - нет ничего не движущегося"

В нескольких источниках встречалось высказывание о движении в чэнь ши "всё существенное происходит между грудью и поясницей", а где то в 2011 году автору попалось выложенный в конце 2009 года на "ютубе" ролик с Чэнь Сяованом, в котором описывается базовые перемены, формирующие движение и соотносящиеся с высказыванием о груди и пояснице. Фактически знакомство с этой информацией совпало для автора с переводом объяснения на плоскостные модели, что планируется отразить в посвящённом плоскостным моделям разделе. Однако этот же аспект по моему мнению связан с наматыванием шёлковой нити туловищем

С подачи представителей клана Чэнь стали доступны упражнения шёлковой нити (чань сы). Частично они опубликованы в книге Чэнь Чжэнлэя "Тайцзицюань семьи Чэнь с приспособлениями и без них", а также преподаются вживую грандмастером Чэнь Сяованом и его последователями (например, описание у Яна Сибельсдорфа и Андрея Середнякова, преподавание в клубе Инби и на организуемых клубом семинарах Чэнь Сяована включает информационный блок упражнений наматывания шёлковой нити - автор посещал семинар 2006 года, также есть выделенные видеоматериалы по наматыванию шёлковой нити Чэнь Сяована, а в школе Бориса Бойко очень похожий информационный блок называют тайцзицигун). Однако и здесь не описана исчерпывающая картина по построению "паутины движения". Что подвигает на дальнейшие исследования. Кстати, вот эти упражнения (автор неизвестен, могут удалить)




На момент написания считаю важным подчеркнуть неочевидный момент в этих последовательностях. Тело в трёхмерном объёме движется по трём плоскостям сразу, как подмножество возможна фиксация какой либо оси, а то и плоскости, но такое движение, скорее всего, уже не будет целостным. Конечно мы в естественной жизни привыкли делать массу несвязанных и нецелостных движений за счёт включения отдельных мышечных групп, так что на понятие естественности существуют разные взгляды. При этом в процессе проработки своего горизонта осе-объёмных моделей я вскрыл "несводимость" перемен в моделирующем кубе объёма. Это видно в трёх вариантах основного движения последовательности шёлковой нити. Движется всё тело, но акцентируется та или иная проскость - продольный, сагиттальный или горизантальный круг. При этом дополняющее движение в другую сторону представлено неявно в формах для двух рук и без акцентации по плоскостям

Изучение различный взглядов на тему и вариантов реализации приводит к появлению ряда ключевых вопросов. Самое первое, говоря словами Инби - тайцзицюань является сферой, и его суть и возможности применения определяются направлением, в котором эту сферу катят. То есть нормальным языком суть, наполнение, особенности построения движения будут разными для дойки бабла в фитнесцентре, для ведовских занятий, для использования тайцзицюань в качестве прикладного искусства. Соответственно принципы построения движения и различные аспекты будут отличаться. С учётом отсутствия публично доступной полной инженерной модели построения движения в тайцзицюань в целом и в шёлковой нити, продекларированной как эсенция стиля, исследования обречены на построение множественных моделей для выделения сути

Определяющими для рассматриваемой темы на настоящий момент на мой взгляд являются вопросы о костной опорности и её аналогах, о допустимости размыкания суставов как части процесса накопления сухожильной силы при накручивании сухожилий на кости с перекручиванием (суставы частично размыкается - больше, чем необходимо для костной связи) и без перекручивания (сустав с шарнирной конструкцией не размыкаются, сохраняя управление ведущей костью), о вариантах проекции целостного движения "тела как замкнутой самодвижущейся системы" (термин Чэнь Чжэнлэя), о вариантах проекции перемен в энергетическом объёме на физическое тело, об использовании прямых и обратных связей сознания и тела (термин мой), о компонентах явления и обеспечения горючки (термин мой) для проработки и ряд других вопросов. Таким образом частный вопрос становится частью гораздо большего потока и исследуется уже с позиций глобальных алгоритмов мышления и чувствования (термин мой), применимых к различным явлениям и жизненным ситуациям, когда тайцзицюань является небольшой, но важной - как акцент - частью объёма Жизни

Возвращаясь к теме шёлковой нити, обозначенный перечень вопросов конечно не полон, но ответы на эти вопросы так или иначе влияют на объяснение особенностей шёлковой нити и формул построения движения в целом. Так как любое учение меньше Жизни, имеет смысл не только выявить суть шёлковой нити, но и сравнить полученные результаты с другими потоками, в первую очередь причастными ко "внутренней семье", а также с "житейскими" размышлениями и доступной телу динамикой рассеянных и собранных (целостных) движений

Именно установка на то, что чань сы является сутью тайцзицюань, подвигает на поиск полной инженерной модели движений шёлковой нити всем телом и возможных вариантов и комбинаций таких базовых движений. Опубликованных объяснений при такой постановке вопроса конечно же недостаточно. И, конечно же есть вопрос ПОЧЕМУ. Почему существует прямое и обратное наматывание, почему такое движение считается в тайцзицюане наиболее правильным, почему оно охватывает или не охватывает весь диапазон естественного движения человеческого тела - ну, мы же говорим о даосизме как корне тайцзицюань и понятии "цзы жань" как одного из важных понятий даосизма...

Если не получать ответы на эти вопросы, то нужно признавать, что либо детальной модели - формулы движения чань сы в тайцзицюань нет, либо о том, что понятие чань сы цзинь не есть суть тайцзицюань. Таких нестыковок, отсутствия ключевых моментов и масса воды встречается в источниках постоянно. Однако к сожалению даже такй вынужденный просев в поисках зёрен приходится признавать инструментом. А ведь жизнь дана нам вовсе не для того, чтобы тратить её на разбиралки с явлением, которое должно быть формализовано и доступно в виде инструмента для усиления родового потока - сути живущего

Если посмотреть в сторону требования о том, что "поступательные движения конечностей должны сопровождаться скручиванием вокруг костных осей", а также "сустав за суставом пронизывается и нанизывается", и "сустав на сустав опирается", то при рассмотрении биомеханической модели, где суставы и окружающие ткани выступают шарнирами и рычагами с определёнными степенями свободы, можно сделать вывод, что движение одной части тела приводит к управлению смежными, где как раз "сустав на сустав опирается". Но появляется вопрос какой конкретно сустав рассмартивается, а также присутствует ли размыкание сустава или же, наоборот, проводится суставная взаимоувязка

Кроме того, возникает вопрос идеи - ведение движения инерционно, когда происходит разбрасывание конечностями и болтание весом тела, или же опорно, когда внешние перемены диктуются выработанным управлением безинрционного движения наработанных ощущений в теле. Также возникает вопрос - либо тело движется так, что кости и суставы, а также сухожильно - мышечная и связочные обвязки последовательно управляют друг другом, или же происходит суммирование усилий различных членов тела, где кости и суставы выстраиваются для максимальной опорности, а сухожильно - мышечные образования используют эту опорность для создания вектора усилия

Конечно все эти вопросы могут иметь половинчатые ответы, когда истина лежит посредине и верны оба высказывания по вопросу. Но без ответов на эти вопросы построить модель движения и насытить её опорой в виде сравнения различных вариантов и ответа на множественные ПОЧЕМУ не получится

Довольно интересно исследование У Дае и Удэна Шусяня "Избранное о чаньсыцзинь тайцзицюань Ян" перевод на русский(C) Е.В.Турышев . В этом исследовании говорится, что термины шунь (прямое наматывание) и ни (обратное) изначально являлись лишь одной из пар наматывания (по книге Чэнь Пинсаня), тогда как у Гу Люсиня и Чэнь Цзячжэна трактовка несколько переиначена. Я (автор сайта) вижу за этими выводами только грани одного понятия, хотя и разночтения тоже. С одной стороны это отражение объёмной китайской модели миропонимания, лезть в которую с дубовой линейной европейской логикой бессмысленно, с другой это подтверждение моих выводов об отсутствии публично доступной "инженерной" модели движения, эталона, охватывающего и биомеханические и нэйцзинь аспекты. Кто сказал что "инженерия" внутренних усилий невозможна? Так вот отсутствие эталона можно рассматривать и как вред и как пользу. Но это отдельная история...

  • При прямом наматывании движение и энергетический поток совпадают, при обратном - различаются. Источник - серебрянный призёр по всекитайскому чемпионату по туйшоу
  • При прямом наматывании происходит отведение от тела, при обратном привелчение к телу. Это касается рук, ног, всего вообще. Источник - специалист из ветви передачи от Р. Романова (Ма Хуна и Чэнь Юя). Это перекликается с переводами классических источников, но как же туловище, как быть с ним
  • Приведённый выше вариант из перевода М.М.Богачихина, перекликающийся с другими источниками. Этот вариант неоднозначен и не описывает полностью соответствия между движениями и видами наматывания
  • Раскадровки соответствия движений из последовательности чань сы цзинь и видов наматывания - неполное описание, источники - Инби и продаваемые ими видеоматериалы с Сяованом
  • Вариант Чжоу Цзунхуа, говорящего о поворачивании ладони от центра и к центру

Возвращаемся к теме наматывания вообще и энергетической подоплёки в частности. Встречаются следующие подходы:

  • энергия разматывается в конечности из дяньтяня и сматывается обратно, заполняя всё тело на своём пути по спирали
  • энергия разматывается в конечности из дяньтяня и сматывается обратно, проходя по сухожильно - мышечным меридианам, являющимся в соответствии с теориями традиционной китайской медицины путями цзинь - сущностной энергии человека. Для заметивших путаницу с понятиями цзинь и цзин скажем - являющимися путями движения сухожильного усилия цзин. Следствием этого являются разные пути для потока разматывания и потока сматывания. Кстати Сяован в своих видеоматериалах по наматыванию говорит о том же
    Частным случаем является озвучиваемый в ИЛи цюане вариант движения энергии по большой орбите - макрокосмическому кругу, когда раскручивание происходит из точки мин мэнь вверх в спину по внешним сторонам рук и вниз по внешним сторонам ног, а возвращается по внутренним сторонам ног и рук, груди и животу в дяньтянь спереди. Причём левая и правая половины тела могут крутить энергию по разному, порождая комбинации движения. Изученние любого внутреннего направления допустимо, ибо они имеют единый корень понимания биомеханической и энергетической структуры тела, и по признанию многих патриархов говорят об одном и том же, а зачастую сливаются, как у Сунь Лутана
  • всё тело является неким "большим дяньтянем", "внешним коконом", являясь защитной структурой для внутреннего кокона, в котором происходит взаимодействие энергий, порождаемых внутренними органами и железами, и соотносимых с учением о Пяти первоэлементах. При этом энергия в этом внешнем коконе не шарахается абы как, а бвижется в соответствии со своими свойствами, имея соответсвия в наиболее грубой энергетической форме - физическом теле человека. Цзинь движется по сухожильно-мышечным меридианам, шэнь - по костной - суставной осевой структуре, ци наполняет всё тело. Например упомянания о внешнем коконе встречаются у Олега Чернэ, основателя клуба Инби

Например на сайти Инби в разделе, посвящённом обзору шёлковой нити , говорится, что существует два основынх вида наматывания - шунь чань, когда энергия раскручивается из нижнего киноварного поля и ни чань, когда энергия вкручивается внутрь в нижнее киноварное поле. Такое толкование, несомненно, имеет право на жизнь. Но. Но есть нестыковки, возможно в силу того, что нужно учитывать какие нито нюансы. Например с тем, что Чжаокуй, согласно, переводам М.Богачихина показывал разницу в прямом и обратном наматывании как вращение ладони вовнутрь и наружу, но вращение в одном направлении может быть как раскручивающм, так и скручивающим

На момент написания считаю важным отметить неочевидную вешь - указание на то, что вращение ладони наружу есть прямое наматывание и вращение ладони внутрь (вниз) есть обратное наматывание соотносится с различными источниками, в частности с книгами Чжэнлэя и Люсиня. Однако при ведении туловищем, при обеспечении связи между членами тела, при соответствии принципу "сустав за суставом нанизывается и пронизывается", при биомеханической увязке движений членов тела, при сохранении спиральности и так далее. Поворот ладони внутрь соответствует именно отведению от центральной оси тела наружу, а поворот ладони наружу соответствует затягиванию внешнего объекта к центральной оси тела. В каком то источнике приходилось встречать как раз противоположную позицию относительно видов осевого спирального вращения рук и видов наматывания шунь или ни

Получается опять же, что под наматыванием разными практикующими могут пониматься и понимаются разные вещи. Но этот физиологический факт несоответствия отметим. На практике достаточно попробовать делать приведённые формы последовательности шёлковой нити, чтобы увидеть, что опора от тела, позволяющая отводить внешнее усилие возможна при повороте руки по ни чань, как оно описано у Чжэнлэя и Люсиня, а по шунь чань при обеспечении целостного ведения центром возможно "затаскивание" на себя. Если же посмотреть на формы Ян ши, в частности на известного "воробья", то да, в том, что соответствует шунь чань можно увидеть отражение Пэн, однако кроме Чэней никто об определяющем акценте наматывания шёлковой нити не говорит, да и говорить о целостном движении можно с большой натяжкой, т.к. на горизонте биомеханики отдельные группы мышц работают самостоятельно, не "протягивая" ощущения усилия через всю биомеханическую структуру. Вообще выстроенность на мой взгляд тем качественнее, чем мы ближе к Чэньши. У Ян и У (шумного) с этим внешне всё хуже, а У Юйсян (Воинственный) согласно доступным материалам только начинал у Янов, далее продолжив у Чэней

Опять же я говорю про отсутствие и полностью детализированной методики построения движения. Всё это поддаётся формализации - примером могут быть как многочисленные методики цигуна, так и илицюань. Но именно в тайцзи обычно жмутся "держатели секретов". Возвращаясь к Инбишному варианту, он ведь фактически говорит о накоплении и выплеске, то есть о ритмике. А ритмики для однозначного описания движения совершенно недостаточно, это я уже проходил...

Важно в этом контексте, что для целей прикладного использования "напихать энергии в дяньтянь и глушить врагов", оно конечно заманчиво. Но есть правило суммирования усилий, когда физическое, энергетическое и банально прикладное должно соответствовать и взаимно усиливать друг друга. В контексте рассматривания тела как энергетической структуры, этот момент начинает звучать очень громко, и проработка энергетики и тонкая проработка физики начинают сливаться, и разделения энергетики и физики начинает сходить на нет. Ещё один известный специалист по даосским практикам - Олег Чернэ (Инби), организовавший ежегодные кэмпы и регулярно привозящий в Россию Сяована - ещё в начале нулевых обращал внимание на неадекватные ожидания современных последователей Ян Ши, считающих, что раскармливая дяньтянь и не обращая внимание на тело, они лет так через двадцать будут "всё крушить"

Увязка с физическим встречается у всех серьёзных исследователей и практиков, начиная от патриархов - Сяована (говорящего о низких столбах, тяжёлых пятиметровых шестах и палицах), Чэнь Юя (по информации занимавшихся с ним) и Ма Хуна (оперирующего, например, тяжёлыми каменными ступами, что отлично видно на подготовленных им видеоматериалах), и опускаясь до всё менее известных занимающихся. Другое дело, что галимая физуха - это ещё не всё, и это, конечно, не суть, но важная часть мозаики...

Таким образом понятие наматывания шёлковой нити получает дополнение в виде понятия путей, по которым движется энергия в теле, а задача построения полной инженерной модели пополняется требованиями о раскадровках движения энергии по путям внутри тела. Причём в соответствии с принципом всё двинулось - нет ничего не движущегося, для каждой фазы движения каждой формы и свободного движения должна существовать раскадровка по каждой части тела и каждому каналу. Впрочем об этом же косвенно говорит наиболее известный европейский официальный ученик Сяована - Ян Сибельсдорф, когда пишет в своей книге, что инструктор должен показывать на себе и рассказывать про тонкие движения дяньтяня в каждой форме при обучении новичка. Только вот опять же в публичном виде этих материалов нема

Однако среди китайских специалистов по тайцзицюань существует мнение о том, что этому искусству больше трёх тысяч лет, что клан Чэней не является его родоначальником, но получил передачу от одного из носителей, Цзян Фа, и адаптировал искусство, слив его со своим прошаолиньским направлением "Пушечные удары" (по одному из источников семья Чэнь известна была как "пушечноударные Чэни"), а сила спирального кручения вовсе не присуща тайцзицюань как ведущая особенность (хотя присутствует даже во внешних направлениях), и является позднейшим привнесением Чэнь Синя. Относительно последнего высказывания... Российский специалист - китаевед А.О. Милянюк, занимающийся, насколько мне известно, Ян ши тайцзицюань, перевёл книгу Юй Чжицзюня "Малоамплитудный комплекс стиля Ян..." М.:Стилсервис, 2008. В этой книге в главе 4 "Научные основания..." на странице 232 сказано "Что касается теории тайцзицюань, то исключая тайцзицюань стиля Чэнь, обычно все используют следующие трактаты: Ван Цзунюэ "Суждение о тайцзицюань", Чжэн Саньфэн "Суждение о тайцзицюань", "Искреннее разъяснение к приктике мастерства тринадцати позиционных основ", "Речитатив о тринадцати позиционных основах", "Речитатив о рукопашном бое" ..."

Далее в этой же книге начиная со страницы 572 в приложении два приведены тезисы доклада профессора Пекинского Института инженерно - технической информации Юй Чжицзюня на конференции ИДВ РАН в 2005 году "Недостатки в исследовании истории и развитии тайцзицюань в Китае на волне политизации". В этих материалах доказательно гнобится теория о том, что именно Чэни создали тайцзицюань. За полной информацией отсылаю заинтересованного читателя к книге. Здесь же приведу выдержки из обоснований - причиню: "Причина вторая... в труде Чэнь Вантина 22 абзаца переписаны из трудов Ци Цзигуана, из 32 позиций пао чуй 29 взяты у Ци Цзигуана, четвёртая часть паочуй целиком взята из шаолиньского комплекса хунцюань, методы копья Чэнь взяты из комплекса "24 позиции с копьём семьи Ян" и "комплекса восьми матерей", методы палки взяты из шаолиньского комплекса с шэстом фэнмобан, трактаты Чэнь Синя "Суждение о десяти главных требованиях" и "Слова о требованиях к применению боевого искусства" целиком списаны с трактатов направления синъицюань "Суждение о девяти требованиях" и "Методы рукопашного боя" ..."

Далее там же сказано с моими сокращениями "причина третья... Чэнь Синь выдвинул в качестве теоретической основы своей кулачной техники построения хэ ту и ло шу, чем полностью изменил "учение о первоначалах инь-ян механизма тайцзи" ... он закрутил круг тайцзи в спираль и впервые выдвинул понятие так называемой "силы спирального кручения (чаньсыцзинь)", объявив при этом, что "тайцзицюань - это всего лишь способы использования принципа спирального кручения". А это на самом деле есть доказательства того, что тайцзицюань клана Чэнь не пользуется базовой теорией "учения о механизме тайцзи", а потому и никак не может являться искусством тайцзицюань, это может быть только "чаньсыцюань" ... Кулачное искусство данного типа создано именно Чэнь Синем, и оно не имеет никакого отношения ни к Чэнь Чансину, ни тем более к Чэнь Вантину..."

Что же, это серьёзные заявления, которые требуют отдельного исследования. Однако не считают ли Чэнь Сяована величиной номер один в мире тайцзицюань. Это неоднозначно, например, есть сведения о том, что Сяован отказался от поединка с носителем тайцзицюань Чин, известного и как И - Ли цюань. И не являются ли классические последовательности старого стиля Чэней наиболее выстроенными и законченными? С этим действительно трудно спорить, притом, что хореография классических последовательностей разных семей сильно совпадает, а сравнение последовательностей лао цзя Чэнь ши, Ян ши и У Юйсяна на мой субъективный взгляд подтверждает ту часть истории о передаче, которая говорит о том, что основатель У Воинственного сначала учился у Янов, а потом у Ченей. Конечно это можно приписать слиянию полученной Чэнями передачи с практикуемым ими внешним направлением и более акцентированное на биомехание отношение. Однако же для получения результата пить нужно "из разных источников", и на мой взгляд вопрос первичности того или иного клана не должен затмевать задачи вытащить из под разнообразной шелухи и не образующей костяк информации суть в виде тиражируемых и результативных технологий

Теперь же отойдём от китайских трактовок, и посмотрим на альтернативы. По данным исследователей если слово "энергетика" заменить словом "биомеханика", а слово "цигун" - словом "дыхание", то традиционные китайские взгляды станут гораздо понятнее. Я не совсем согласен с этой формулой, так как в ней нет понятий прямых и обратных управляемых психосоматических связей, выливалщихся в управляемые ощущения, но зерно истины есть. Китайцы говорят, одни - о том, что в пределах прямого и обратного наматывания существует правое/левое верхнее/нижнее большое/малое и далее всего пять колец, другие говорят о том, что прямое и обратное наматывание явлются отдельным кольцом, наряду с ранее перечисленными. Также встречаются термины наматывания и обматывания, несущие разную смысловую нагрузку в русском языке. Что дальше?

Дальше - можно наматывать шёлк (или пряжу) на веретено, а можно и веретено вращать, удерживая нить в центре. Вот только что тут нить и что - веретено? Не здесь ли кроется суть? С учётом приведённых в переводе Милянюка мнений о том, что чэнь ши не является истинным тайцзицюань, но компиляцией, в том числе из Син И. Мягко говоря это спорное утверждение, хотя и аргументированное его автором. Но акцентируется на наматывании только Чэнь ши, тогда как кручение вокруг костных осей и увязка суставов (хотя бы в виде шаолиньского понятия шести соответствий) присутствует даже во внешних стилях. Однако в том, чтобы нанизать движения по трём осям Евклидова пространства на ось ритмики (расширение/сжатие, оно же отталкивание/затаскивание на себя) есть реальный биомеханический смысл свивания усилия. И можно было бы принять точку зрения, говорящую о том, что прямое и обратное наматывание есть фактически отталкивание и затаскивание на себя. Однако практики говорят, и им вторит книга Малявина с термином "природа жидконаполненных тел", что усилие отражения присутствует всегда (при этом классики предостерегают от болезни упора и силового противодействия)

По этой причине можно рассматривать суть термина прямое и обратное наматывание как синтез усилия по отталкиванию (со знаком плюс, или прямое) или затаскивания на себя (то же отталкивание с противоположным знаком, обратное), независимо от знака сопровождающееся отражением внешнего воздействия по тем или иным направлениям приходящей внешней силы. Это не полностью соотносится с высказыванием о том, что прямое нажатие - это отражение, а обратное - это пропускание. Это высказывание раскритиковано Ма Хуном, но и он говорит, что отражение это прямое наматывание, а пропускание может быть и прямым, и обратным. Интересна позиция семьи Чин (И Ли), говорящая об иньской стороне частей теля и о янской. Фактический поворот в точке контакта той или иной стороной можно считать отражением (янькие стороны) или пропусканием (иньские стороны)

Также я учитываю контекст своих исследований по базе физического двввижения в формах, по прошествии времени сведшееся к комбинированию вращательного движения куба структуры тела в двух произвольно взятых плоскостях из трёх возможных в Евклидовом пространстве с ритмикой отталкивания и затаскивания, ныне четырёхфазной. В этом контексте выстроены и все формы, причём движения форм стопроцентно вписываются построенную модель, чего не скажешь о ранних изысканиях. Так вот в этой модели движение объёмно и в определённых плоскостях и под определёнными углами является отражающим, под другими же - затаскивающим

Если же посмотреть с точки физиологии, то целостное движение биомеханической структуры тела, определяемое вращательными моментами любых двух плоскостей из трёх определяют три оси, а значит - и телесный объём в Евклидовом пространстве, и добавить на этом горизонте можно только ритмику. Однако в любом случае движение повлечёт за собой вращение конечностей вокруг костных осей и позвоночника в части тазового и плечевого пояса относительно друг друга. При этом рука, поворачиваясь хоть по шунь, хоть по ни, сможет совершать и движения отражения (пэнцзинь), и движения пропускания (люйцзинь). Более того, если люй является одним из проявлений пэн, то как согласуется это с попыткой отдельных авторов представить вращение шунь и ни как чёткое соответствие пэн и люй? А там у авторов не сказано "равно", а сказано "преимущественно"

Например, в "защите рукой и ударе от плеча" начальные действия двумя руками вниз с ведущим вращением, соответствующим вращению по ни в обоих руках, наиболее соответствует усилию именно отражения (на мой взгляд, хотя по отдельным источникам в Чэнь ши введены дополнительные усилия, и можно говорить об усилии вращения вниз - водоворота), что никак не согласуется с соответствием пэн (отражение) - шунь (прямое наматывание), ни с геометрией, описанной Малявиным в его книге. Опять же, разве нельзя сделать, например, нажимание (цзицзинь, уплотнение структуры тела) вправо, влево, вверх или назад? Кстати, при исследовании и раскладывании форм в повторяющиеся фазы как то иначе предстают казалось бы упрощённые по сравнению с Чэнь ши формы других направлений, по сути содержащие те же фазы без лишней избыточности

Выше показан процесс исканий, на текущий момент моё понимание шёлковой нити опирается на увязку со вскрытой формулой построения движения и запланирован к публикации. Окончательная волшебная таблетка пока не достигнута, хотя понимания стало существенно больше...

> Тайцзицюань для здоровья и долголетия > Глава 2 >

ЦИГУН ШЕЛКОВОЙ НИТИ

Цигун шелковой нити или «чансы-цзинь» уникальный раздел тайцзицюань. Это практика направленная на укрепление тела и развитие способности проявлять внутреннюю силу. Практика, которая изменит ваше тело.

Восточное обоснование. Краеугольным камнем практики шелковой нити является китайское понятие «цзинь». Цзинь - это спиральная внутренняя сила, которая проявляется связками и сухожилиями всего тела.Если вы научитесь использовать цзинь в своих движениях, вы станете намного сильнее и избавитесь от многих болезней. Подробнее о «цзинь» и ее свойствах мы говорим на наших занятиях и семинарах.

Западное обоснование. На сегодняшний день все технологии шелковой нити могут быть обоснованы с позиций западной науки. Шелковая нить работает с фасциальной системой тела. Подробнее про фасцию вы можете прочитать в учебниках остеопатии или прикладной кинезиологии. Здесь нет ничего секретного - просто грамотная работа над собой позволит вам изменить свое тело и приобрести новые навыки.

* По сути «цзинь» и «фасция»- это два взгляда на одно явление, просто с разных сторон.

* Цигун шелковой нити входит в цикл практик цигун работающих с телом. К таким практикам относится также цигун железной рубашки. Все эти практики направлены на укрепление и оздоровление физического тела.

Цигун шелковой нити позволяет:

Укрепить тело (такой китайский аналог тренажерного зала, только здесь мы не используем гири и тренажеры, мы используем свой ум),

Устранить блоки и зажимы (практика позволяет проработать самые проблемные места не хуже чем при массаже),

Аучиться проявлять невиданную до сего силу (и это не прибегая к силовой тренировке).

Руководство по «наматыванию шелковой нити» Смысл «Нейцзя» или «внутренних» боевых искусств заключается в том, каким образом используется тело. У всех Нейцзя есть небоевые упражнения, которые предназначены для тренировки этого вида движения. Все «стили» (Синьи, Тайцзи, Багуа) являются в действительности комплексами связных боевых приемов (или были изначально), которые используют «внутреннюю» форму движения…, как бы то ни было, движения внутренних стилей могут выполняться отдельно от боевых форм. Существуют различные виды Цигун, которые акцентированы на базовом для Нейцзя стиле движения: Цигун Тайцзи стиля Ян, Синьи Нейгун, Цигун наматывания шелковой нити стиля Чэнь, и др. Все эти виды Цигун и все внутренние стили вполне способны создавать «внутреннюю силу». Из-за утонченности упражнений наматывания шелковой нити стиля Чэнь, и из-за того, что они, тем не менее, становятся широко известными, давайте сфокусируемся на некоторых предлагаемых критериях, которые нужно помнить во время выполнения комплекса упражнений по наматыванию шелковой нити. Эти указания предназначены для тех, кто уже делает упражнения по наматыванию шелковой нити; вы не сможете научиться делать их со слов. 1. Концентрируйтесь на постоянном сохранении полного и расслабленного пути Пэн к движущейся части тела; двигайте эту часть тела «толкая» её Пэном, и «тяните» обратно вместе с векторами собирания/закрывания/опускания веса. 2. Всегда представляйте, что кто-то держит свою руку на движущейся части вашего тела; кто-то, кто постоянно наблюдает за завершенностью основного пути (Пэн) и за расслабленным состоянием переносимой энергии. 3. В начале делайте большие движения всем телом. Постепенно, через несколько месяцев, делайте движения все меньше и меньше (также представляя себе «наблюдение»). Так как путь Пэн проходит через Дань-тянь и управляется этой областью, эффективность воздействия будет возрастать при уменьшении внешних движений. 4. Выполняйте как можно больше упражнений с немного согнутыми коленями (однако, не опускайтесь очень низко, чтобы угол наклона бедра был менее 45 градусов). Это значительно укрепит мышцы ног и ягодиц. 5. Делайте упражнения от головы вниз до пальцев ног. 6. Одной из основных целей является тренировка силы Пэн, опускающей (закрывающей) силы и передачи инерции тела рукам… так, чтобы руки стали «передатчиками» этой силы. Пребывание «очень» расслабленным и концентрирование на сохранении этих сил в руках, приведет их туда. Местное усилие в руках и плечах будет только препятствовать прогрессу. 7. На самом деле существует шесть направлений силы: выталкивание (Пэн), втягивание (Пэн сзади и сжатие), поднимание (вектор Пэн), тянуть вниз (вектор закрывания и опускания веса), поворот поясницы вперед (Пэн, соединенный с закрыванием) и поворот поясницы назад (Пэн, соединенный с закрыванием). Все движения являются разновидностями этих шести направлений. Эти шесть направлений в действительности всего лишь различные сочетания Пэн и закрывания. 8. Во всех движениях в направлении вниз или назад/вниз, должно присутствовать очень небольшое накопление внизу спины. 9. Выдох делается вместе с воображаемым применением силы, а во время вдоха происходит накопление. 10. Пэн должен постоянно ощущаться во время всего цикла движений (без разрывов, без остановок). ☯ Майк Сигман; перевод: Фаттаховой Светланы; источник: www.chentaichi.ru __________________________________ Сайт Владимира Осипова: http://vladimirosipov.ru Канал на YouTube: http://www.youtube.com/channel/UCPFysHrZXhITz4a-YlreTcQ #цигун #тайцзи #дао

Третья особенность: движения спиралевидны подобно наматыванию нити вперед и назад

В трактатах о гимнастиках приведены следующие требования.

1) Усилие-цзинь циркулирует как при вытягивании шелковой нити.

2) Усилие-цзинь циркулирует как при наматывании шелковой нити.

3) Пусть господин разворачивается и подбирается, но тысячи случаев не допускают отрывания от Великого предела.

4) Искусная рука в каждом движении образует Великий предел, след – как бы превращение завершения в возврат к отсутствию.

Из вышеприведенных четырех требований можно увидеть, что движения должны иметь форму вытягивания шелковой нити. Вытягивание шелковой нити представляет собой вращательный выход, и поскольку прямое вытягивается во вращении, естественно формируется некая спиралевидная форма, представляющая собой единство противоположностей изогнутого и прямого. Когда говорят об усилии-цзинь наматывания нити или усилии-цзинь вытягивания нити, то имеют в виду именно этот смысл. Поскольку в процессе наматывания вытягивают и поджимают четыре конечности, то, аналогично, может возникнуть спиралевидная форма. Об этом в трактатах о гимнастиках сказано: пусть разворачивается огромное движение или крайне ограниченное, ни в коем случае нельзя уходить от усилия-цзинь Великого предела, содержащего данное единство противоположностей. После чистой отработки такой круг наматывания нити становится все меньше по размеру, и когда он станет невидимым, сохранится чистое сознание. Господин Ян Шаохоу в поздние годы своей жизни разработал небольшой комплекс, в котором только виден выпуск усилия-цзинь фацзинь, но не видны движения усилия-цзинь. Это из-за того, что круг движений неразличимо мал, а конкретное проявление усилия-цзинь есть чистая работа над плотно свитым невидимым кругом. Так что спиралевидное движение, представляющее собой единство противоположностей прямого и обратного наматывания нити, образует третью особенность гимнастики «великий предел».

1. Суть движения усилия-цзинь как наматывания нити

Говорят о наматывании и вытягивании нити. В обоих случаях это спиралевидное движение. В то же время эти спирали должны быть и дугообразными линиями подобно тому, как пуля, вылетев из нарезного ствола, имеет собственное спиралевидное вращательное движение в воздухе и к тому же движется по параболической кривой. Усилие-цзинь наматывания нити должно иметь подобный характер.

Выше рассматривался смысл движения наматывания нити. Как же это выглядит реально? Если говорить крайне упрощенно, то, соблюдая требование «двинулось одно, движется всё», ладонь в своем перемещении или разворачивается изнутри наружу, или сворачивается снаружи внутрь, при этом образуется форма схемы великого предела (см. рис. 1). Указанные сворачивания внутрь и разворачивания наружу рассматривают по вращению указательного пальца. Так, на рис. 1 кисть идет от точки 1 к точке 2, при этом указательный палец разворачивается изнутри наружу, так что говорят о прямом наматывании, а когда кисть идет от точки 2 к точке 3, то указательный палец движется снаружи внутрь, так что говорят об обратном наматывании. В то же время, поскольку центр ладони поворачивается то внутрь, то наружу, это проявляется в сворачивании рук в запястьях и пр., ног в щиколотках и пр., корпуса в пояснице и позвоночнике. Прямое или обратное наматывание нити для ног определяют по направлению вращения коленных чашечек. А именно, когда коленная чашечка идёт от внутренней стороны паха вперед, разворачивается наружу и обращается косо вниз, наматывая, или идет от наружной стороны паха назад, поворачиваясь внутрь и направляясь косо вверх, наматывая, – это прямое наматывание. Когда же коленная чашечка идет от наружной стороны паха вперёд, сворачиваясь внутрь и, направляясь косо вверх, наматывая, или когда идёт от внутренней стороны паха назад, разворачиваясь наружу и направляясь косо вниз, наматывая, – это обратное наматывание. Соединение этих трех образует линию сворачивания, корень которой в стопах, главный канцлер – поясница, а кисти и пальцы в пространстве образуют вращательную кривую. Это необходимые требования тайцзи-цюаня.

Рис. 1. Схема прямого и обратного наматывания нити. а) Левая кисть наматывает нить, б) Правая кисть наматывает нить.

Примечания: сплошными линиями показано прямое наматывание нити, пунктирными – обратное; цифрами обозначены точки перехода.

Поскольку в трактатах о гимнастиках особо подчеркивается, что на тренировках, как при широком раскрывании, так и при подбирании с плотным сжатием, ни в коем случае нельзя уходить от усилия-цзинь великого предела, при котором в любой момент «переворачивают и поворачивают центр ладони» и «крутят запястье, вертят руки», это напоминает вращательное движение Земли по дуге вокруг Солнца, когда Земля в то же время вращается вокруг себя. Так что усилие-цзинь в тайцзи – это не плоский круг, а объемная спираль, идущая вверх. 2. Роль спиралевидного движения усилия-цзинь типа наматывания шелковой нити

Если во время занятий руки прямо вытягивают и прямо подбирают и не вращают ладонями, а ноги сгибают лунообразно вперед и садятся, но без сочетания с вращением влево или вправо, то может возникнуть такой недостаток, как «подпор и упирание» двух соревнующихся сил (см. рис. 2). Чтобы избавиться от этого недостатка, нужно использовать вращательное усилие. Поскольку радиус вращения меняется, то любое давление передается на ось вращения, а при вращении очень легко может быть опущено в пустоту и преобразовано. Это метод научного преобразования усилия-цзинь. Указанное действие хорошо видно на рис. 3.

Рис. 2. Схема движения по однонаправленной дуге.

Рис. 3. Схема движения при спиралевидном вытягивании нити.

Из-за спиралевидного наматывания нити данная гимнастика «великий предел» получила свое название. Это спиралевидное движение – особый вид движения китайского типа, редко встречающийся в мире. В области физкультурных тренировок оно может способствовать стимулированию нанизывания сустава за суставом (нанизывание звена за звеном – пятая особенность тайцзи-цюаня). Кроме того, оно приводит в область сочетания внутреннего и внешнего, когда «только двинулся – нет ничего не двигающегося». Это может оказать массирующее воздействие на внутренние органы и в то же время вызывает колебания психики – энергии, проявляющееся вовне, что оздоравливает и укрепляет кору головного мозга, и потому, в свою очередь, еще более укрепляются ткани и органы всего тела.

Кроме того, в области технических ударов роль наматывающего усилия-цзинь также велика. Сердцевина технических ударов в тайцзи – это работа над пониманием усилия-цзинь, включающая «знание себя и знание его» и «знание техники, знание позиции». Понимание усилия-цзинь можно разделить на две стороны. 1) Понимание собственного усилия, т. е. понимание усилия-цзинь собственных движений, приобретается при выполнении комплекса. 2) Понимание чужого усилия-цзинь, приобретается через «толкающие руки». Если хочешь познать других, то, прежде всего, должен познать себя. Таков процесс познания вещей, и чтобы это «познание себя» достигло высокой степени, необходимо работать гунфу так, чтобы «всё тело составляло единую семью». Последнее требует, чтобы сочетались внутреннее и внешнее, и на тренировках нанизывались сустав за суставом, и все это возникает в спиралевидных движениях наматывания шелковой нити. Отсюда следует, что и в области технических ударов усилие-цзинь наматывания нити также совершенно необходимо.

3. Виды и особенности усилий-цзинь наматывания нити

Усилие наматывания по своему характеру можно разделить на два основных вида. 1) Прямое наматывание шелковой нити, при котором центр ладони разворачивается изнутри наружу. Это, в основном, усилие отражения, показанное на рис. 1 сплошной линией. 2) Обратное наматывание, при котором центр ладони идёт снаружи внутрь. Большей частью оно относится к усилию-цзинь откатывания люй, на рис. 1 показано пунктирной линией. Эти два вида наматывания нити существуют на всех этапах движений в тайцзи и пронизывают его с начала до конца. Следовательно, во всех движениях взаимно переходят друг в друга два усилия-цзинь: отражения и откатывания. Это основные противоречия в движениях, и в то же время, переходя друг в друга. Они образуют единую основу. На базе этих наматываний в зависимости от различных направлений и преобразований выделяют также пять пар различно направленных наматываний нити (рис. 4).

Левое и правое вместе с верхним и нижним направлениями в сумме образуют целостное кольцо. Добавив сюда внутреннее и внешнее, из плоского кольца получим объемное. Это характерная особенность, присущая спиралевидным движениям тайцзи-цюаня.

Рис. 4. Схема 12-ти видов наматывания нити.

Кроме того, чтобы, тренируясь, понять до конца, что такое левое и правое, как соединить человека и нанизывание сустава за суставом, дабы все тело образовывало единую семью, дополнительно сочетают с большим и малым, наступлением и отступлением по двум противоположным направлениям наматывания, и этим удовлетворяют особые потребности оздоровления тела и технических ударов. В связи с этим каждый прием в тайцзи-цюане, основываясь на базовом прямом или обратном наматывании нити, должен иметь, по крайней мере три противоположны направленные нити наматывания и, объединяя их вместе, совершают движение. Только овладев этими правилами, можно добиться определенного основания для совершения дугообразных движений; тогда станет значительно легче как в освоении, так и в исправлении позиций. Если на тренировке почувствуешь, что есть какое-то место, где не получается форма и не приобретается усилие-цзинь, то можно, опираясь на то место, где наматывание нити прямо не проходит, добиваться прямого прохождения, и этим исправить форму. Следовательно, овладев наматыванием нити, получаешь средства для самостоятельного исправления. Ниже рассмотрим его роль.

1) «Руки-облака». Эта форма среди тринадцати форм единственная, где совершается большое наматывание нити влево и вправо, обеими руками прямое и обеими же руками обратное. В процессе движения основное наматывание нити кистями – это прямое наматывание, при котором центры ладоней идут изнутри наружу; оно переходит в обратное наматывание с движением снаружи внутрь, его направленность в наматывании – влево-вправо, вверх-вниз и чуть-чуть внутрь-наружу. Влево-вправо и вверх-вниз – это плоский круг, и если дуга окружности идет чуть-чуть внутрь и наружу, то может образоваться объемное кольцо из пространственной кривой. Этим добиваются такого эффекта, как приклеивание энергии к хребту.

2) «Белый журавль сверкает крыльями». Основное наматывание нити в этом движении – одно прямое и одно обратное, что в комплексах встречается довольно часто, направленное наматывание – левое-правое, верхнее-нижнее и внутреннее-внешнее. Поскольку движутся один раз прямо и один раз обратно, левая кисть направляется внутрь и вниз, образуя обратное наматывание, а правая кисть идет наружу вверх, образуя прямое наматывание. Объединяют эти два движения, и требуемое соединение рук образует «раздельное кольцо отражения с правым прямым или левым обратным», где правая идёт вверх, а левая вниз. Взаимное соединение рук /плеч/ представляет собой следующее. Во время выполнения движений руки связаны друг с другом как будто бы верёвкой: стоит двинуться одной, вторая тоже движется следом, так что верёвка сохраняет натяжение. При этом руки все время разведены, но во всех движениях от начала до конца сохраняется усилие-цзинь отражения.

Вышеприведенные примеры показывают, что хотя в тайцзи-цюане видов форм очень много и переходы между ними различны, однако, анализируя основные нити наматывания, их можно свести к крайней простоте. Следовательно, в формах сочетаются только три вещи: двойное прямое наматывание, двойное обратное наматывание и одно прямое, одно обратное наматывание нити. Если таким образом постоянно анализировать и копировать приемы, которые регулярно выполняешь, и составить таблицу, то получишь основание для собственных тренировок. На базе этого основания можно разобраться в усилиях-цзинь и добиться выполнения таких требований, как «внутреннее и внешнее взаимно сочетаются» и «сустав за суставом нанизываются-пронизываются», а также на базе повышения упругости добиться правильного выполнения форм.

4. Овладевание спиралевидными движениями

На основе третьей особенности тайцзи-цюань получил свое название, ее роль рассмотрена выше. В связи с этим предшественники в помощь последователям, желающим овладеть ведением усилия-цзинь наподобие наматывания нити, в книге «Теория тайцзи-цюаня» («Тайцзи-цюань лунь») описали специальную теорию, как обобщенный результат практикования движении усилия-цзинь. Так, в первой части теории описано усилие наматывания нити. Чтобы овладеть третьей особенностью, нужно лишь тренироваться; сопоставляя с этой частью. Постоянно контролируя свое выполнение комплекса, можно добиться правильного выполнения поз и движений. Рассмотрим это поподробнее.

1) Третьей особенностью овладевают исходя из психической реальности.

а) « Одно поднимание, одно движение, всё тело должно быть легким и подвижным ». Если удастся поднять настроение, то это позволит избавиться от забот. Таков способ добиться состояния легкости. Если мысль-энергия может быть подвижной и сменяемой, то она не застопорится в какой-то точке. Таков способ добиться подвижности. Первый момент в овладевании усилием-цзинь наматывания нити заключается в том, чтобы в процессе движения этого усилия во всем теле были легкость и подвижность, только тогда можно создать хорошие условия для движения наматывания нити.

б) « В движениях сустав за суставом должны нанизываться-пронизываться ». При циркуляции усилия-цзинь, напоминающем наматывание нити, необходимы легкость и подвижность, особенно необходимо нанизывание. Это важное звено в движении усилия-цзинь, которым нельзя пренебрегать во время учебы. Подробнее об этом будет сказано при рассмотрении пятой особенности в этой же главе.

в) « В психике должны возбуждаться колебания, энергию следует подбирать внутрь ». В психике и энергии могут возбуждаться колебания, а можно их подбирать внутрь. Об этом в трактатах о гимнастиках говорится: «Если хочешь, чтобы в психике и энергии возбуждались колебания, то сначала нужно поднять настроение, и психическая энергия не рассеется снаружи». Если сердечными мыслями не удается пронизать движения, и возникают посторонние мысли, приводя к глупым мыслям и закостенелому психическому состоянию, то нелегко возбудить колебания в психике, а энергию невозможно подобрать внутрь посредством сердца, в результате чего сила энергии ци рассеивается, усилие-цзинь не сохраняется, способы для тела становятся путаными. В связи с этим необходимо, прежде всего, чтобы исходящие из сердца мысли во что бы то ни стало безостановочно, волна за волной проникали в движения, тогда в психике сами собой возбудятся колебания. Кроме того, движения должны сочетаться с грудным дыханием. Поскольку в психике возбуждаются колебания, энергия сама подбирается и не рассеивается, а когда она не рассеивается, то можно руководствоваться психикой и в то же время возбуждать колебания.

Подводя итоги рассмотрения вышеуказанных трёх требований, можно сказать, что такой принцип, как: «движения усилия-цзинь лёгкие и подвижные, нанизываются одно на другое, в психике-шэнь и энергии-^и возбуждаются колебания, и они подбираются внутрь» служит практическим фактором, необходимым для овладевания усилием наматывания нити.

2) Овладевание третьей особенностью, различая усилия-цзинь.

а) « Не допускать появления зон с дефектами ». Когда используют усилие-цзинь наматывания шелковой нити – что прямое, что обратное – на горбе спирали (в движениях восьми усилий-цзинь), т. е. на лукообразной поверхности спиралевидного контакта, недопустимо, чтобы то возникал лукообразный горб, то впадина. Это часто встречающийся недостаток. Если попадаешь в дефект, то не только ослабляется усилие отражения, но в то же время может потеряться такая особенность в наматывании нити, как потирание моца. Следовательно, если есть дефект, то усилие-цзинь не может достигнуть спиралевидной поверхности контакта и, соответственно, теряется связующая роль движения усилия наматывания нити (рис. 5).

б) « Не допускать появления зон с впадинами и выступами ». На линии движения усилия наматывания нити по всей ее длине должна соблюдаться плавность, образующая прямо следующую форму.

Рис. 5. Схема наматывания нити с дефектами.

Одновременно требуются мягкость и хорошая упругость – это один из способов избавления от впадин и выступов, т. е. при выпуске усилия-цзинь фацзинь необходимы махи, напоминающие движения мягкого кожаного бича. При этом корпус и руки отпускаются на растяжение, всё тело напоминает надутую газом шину и при контакте с предметом возникает высокое или низкое приклеивающее действие. Если же при движении усилия-цзинь появились впадины или выступы, то это рождает углы, ведущие к такому недостатку, как подпор, и, соответственно, утрачивается роль спиралевидного вращательного движения (рис. 6).

Рис. 6. Схема вытягивания нити с впадинами и выступами.

в) « Не допускать появления зон с разрывами непрерывности ». Во всем процессе наматывания нити, как при прямом, так и при обратном наматывании нужно наматывать до конца. Так называемый «конец» представляет собой точку опускания какого-то усилия-цзинь, проявляющегося в данной форме, или же место перехода к следующей форме (точка опускания лодянь – участок воздействия усилия-цзинь). Когда достигают этого места и сменяют наматывание, то усилие-цзинь соединяется со следующей формой. Усилие не прерывается, но и не должно продолжаться (смысл этого подробно рассмотрен в шестой особенности.). Если наматывают до половины пути и усилие прервется, а потом, подсоединившись, продолжится – это недопустимо. Поскольку при наматывании нити возник обрыв, это значит, что появился промежуток, из-за которого исчезло не только тянущее усилие, но и возникла позиция, которой может воспользоваться противник. Следовательно, при движении усилия-цзинь методом наматывания нити это недопустимо (рис. 7). Кроме того, хотя при выпуске усилия-цзинь возможно прерывание следования, но все же нужно соблюдать требование: «усилие прерывается – мысль не прерывается, мысль прерывается – психический настрой может соединить». Т. е. после так называемого прерывания может быть восстановлено соединение.

Рис. 7. Схема прерывания, которое недопустимо при наматывании нити. 1 – медленное, 2 – быстрое, 3 – ускорение, 4 – на этом участке прерывание недопустимо, 5 – участок перехода со складкой.

Подводя итоги рассмотрения трех принципов процесса наматывания нити, мы видим, что при движении усилия-цзинь ни в коем случае недопустимы прогибы, впадины и выступы и прерывание движения. При наличии одного из этих недостатков необходимая роль усилия наматывания нити не проявится. При обучении нельзя пренебрегать этими моментами. Чтобы легче освоить гимнастику, в первую очередь необходимо знать следующее.

а) Усилие-цзинь наматывания нити послужило основой для того, чтобы дать название гимнастике «великий предел». Без наматывания нити невозможно побудить усилие-цзинь ходить вокруг тела, сустав за суставом, поднимаясь вверх, образуя целостную единую энергию.

б) Следует знать, что требование «нанизывания» говорит не только о том, что усилие-цзинь проходит через суставы, но и о том, что оно проходит через зоны мышц выше и ниже суставов. В этом заключается роль спиралевидного наматывания нити.

в) В тайцзи-цюане существует одна пара основных наматываний нити и пять пар разнонаправленных наматываний нити. Знание об этом служит наилучшим средством для преподавания и изучения данной гимнастики.

г) Если есть движение усилия-цзинь наматывания нити, то оно может быть реализовано только при условии легкости, подвижности и нанизывания. При этом для психики и энергии необходимы возбуждение колебаний и подбирание внутрь.

д) В движениях усилия-цзинь наматывания нити не должны появляться три недостатка: прогибы, впадины и выступы и прерывания.

Из книги Тайцзицюань. Искусство гармонии и метод продления жизни автора Ван Лин

Из книги Жизнь как матч автора Платини Мишель Франсуа

«Вперед, Мишель, вперед!» Моя жизнь в футболе начинается 2 мая 1973 года. Мне семнадцать лет… и триста шестнадцать дней. Суббота. В Нанси, к стадиону «Марсель-Пико» стекается громадная толпа, тысяч десять лотарингцев, возбужденных до предела обещаниями увидеть сегодня

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

2.5.1. Особенность преподавания дзюдо в России Для того чтобы высказать точку зрения авторов на особенности преподавания дзюдо в России, целесообразнее привести цитаты из работы Г. Пархомовича «Основы классического дзюдо» (1993):«У нас чаще всего хороших результатов

Из книги Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь автора Юнь Чжан

Из книги Бойцовский клуб: боевой фитнес для мужчин автора Атилов Аман

Наклоны туловища вперед и назад Техника выполнения: из исходного положения ноги на ширине плеч выполняйте попеременные наклоны туловища назад и вперед. Фото 23. Наклон туловища назад Фото 24. Наклон туловища впередХарактер воздействия: разогревание мышц туловища.Важные

Из книги Нин-дзютсу 4. Завещание воинов-невидимок. автора Хайес Стивен К.

Глава третья Плавные движения Быстрый кулак, сильный удар стопой - все многочисленные приемы - это только первый шаг на пути к непобедимости. Почему же столь многие слишком быстро готовы прекратить обучение и обрубить корни, хотя они едва стали на тропу. Как только

Из книги Секретные техники Тайцзи-цюань стиля Чэнь автора Цзячжэнь Чэнь

Первая особенность: движения мысли и энергии управляются мозгом В трактатах о гимнастиках приведены следующие требования:1) С помощью сердца ведут энергию, нужно командовать, глубоко погружаясь, тогда сможешь собрать-подобрать, проникнуть в кости. 2) С помощью энергии

Из книги Йога для всех. Руководство для начинающих автора Панина Наталья Андреевна

Вторая особенность: упругие движения корпуса и конечностей при отпускании на растяжение Трактаты о гимнастиках указывают:1) В пустоте ведут макушечное усилие-цзинь; ци погружают в поле пилюли.2) Вбирают грудь и растягивают спину, погружают плечи и свешивают

Из книги Спортивные аттракционы автора Неробеев Виктор Николаевич

Четвертая особенность: корпус стоит выровнено по центру, верх и низ друг за другом следуют, движения содержат пустое и полное В трактатах о гимнастиках приведены следующие требования.1) Мысль-энергия должна, сменяясь, приобретать подвижность, тогда будет иметь место

Из книги Хоккей. Родоначальники и новички автора Тарасов Анатолий Владимирович

Пятая особенность: в движениях сустав за суставом пронизываются и нанизываются, так что поясница и хребет ведут голову, внутреннее и внешнее взаимозакрываются В трактатах о гимнастиках приведены следующие требования.1) Поясница и хребет – главный канцлер. Одно

Из книги Тайский бокс: программа для высших учебных заведений по тайскому боксу автора Цинис А. В.

Шестая особенность: движения связанные и непрерывные с образованием единой ци В трактатах о гимнастиках приведены следующие требования.1) Движения туда и обратно должны иметь излом и смену. Наступление и отступление должны иметь переворот.2) Подобрав, тут же отпускают,

Из книги автора

Восьмая особенность: от медленного к быстрому, от быстрого к медленному, движения с разделением на быстрые и медленные Смысл быстрого и медленного в трактатах о гимнастиках двоякий. Первое – продолжительность выполнения формы. Например, А выполняет за 12 минут, а Б – за 15

Из книги автора

Из книги автора

Вперед-назад Участники становятся парами спиной друг к другу и захватывают партнера согнутыми в локтях руками.По команде руководителя пары устремляются к флажку, находящемуся в 5-8 м от линии старта-финиша. Достигнув флажка (отметки), возвращаются. На первом этапе один

Из книги автора

Все нити игры У центрального нападающего функции в хоккее особые. Это ключевой игрок, определяющий действия звена, рост мастерства партнеров.Однажды в конце 80-х годов я был приглашен в Канаду. В городе Ванкувере на базе местного университета состоялся симпозиум тренеров.

Из книги автора

2 Особенность тайского бокса Каждая схватка начинается с церемониального танца вай кру. Значение его богато и разнообразно. Это и демонстрация почитания и благодарности за любовь и заботу стране, родителям и учителям, и своеобразная разминка для рук, ног и мышц корпуса,