Техника безопасности в горных походах. Топ5 опасных горнолыжных спусков мира Чем опасны крутые склоны

Горы живут своеобразной жизнью. Кажущиеся издали мертвыми и недвижимыми, они находятся в непрерывном движении. Безмолвная тишина сменяется грохотом обвалов и ревом бури. Теплый солнечный день сменяется суровой, морозной ночью.
Когда человек попадает в горы, ему приходится вступать в борьбу со стихией - силой, во много раз превышающей физические силы человека.
И в этой борьбе человек выходит победителем лишь тогда, когда он оказывается сильнее гор. Альпинист вооружается техникой, опытом, знаниями, силой своего разума и с этими могущественными средствами борьбы выходит победителем. На каждом шагу альпинисту угрожают опасности как явные, так и скрытые. Чтобы преодолеть их и проложить путь к вершинам, альпинист должен многое знать, многое понимать и многое видеть; должен хорошо знать опасности гор, предвидеть их, заблаговременно разгадать и суметь избежать их.
Опасности гор условно разделяются на две группы: опасности объективные, существующие в горах сами по себе, и опасности субъективные, возникающие по причинам, зависящим от самого альпиниста. Объективные опасности в свою очередь могут быть разбиты на опасности общие и местные. Общие опасности могут угрожать всюду, независимо от рельефа и места; к ним относятся: дождь, туман, буря, гроза, темнота. Местные же опасности возникают лишь в определенных участках: это камнепады на скалах и со скал, лавины на снежных, фирновых и ледяных склонах, скрытые трещины на ледниках и т. д.
Одной из серьезнейших опасностей, с которой приходится бороться альпинисту в горах, является непогода. Гора, легкая для восхождения при хорошей погоде, становится очень трудной и опасной при непогоде.
Дождь
Во время дождя или после него небольшие горные ручьи превращаются в бурные и опасные потоки. Покрытые травой склоны гор становятся скользкими. Дождь делает неустойчивыми мелкие осыпи, которые при длительном, хотя бы небольшом дожде начинают оползать, иногда очень большими массами. По мокрым осыпям не только трудно передвигаться, но и трудно удержаться при падении; здесь также легко попасть под камнепады. Даже незначительный дождь производит большую разрушительную работу в скалах, в результате чего и происходят камнепады. Лазание по мокрым скалам не только трудно, но и опасно.
При понижении температуры после дождя скалы покрываются тонкой ледяной корой, и тогда лазание по ним очень опасно. На снежных и фирновых склонах дождь может вызвать лавину, на леднике он ослабляет прочность снежных мостов над трещинами. Во время дождя нужно особенно остерегаться камнепадов и лавин в желобах и кулуарах, которые являются естественными стоками не только для воды, но и для камней и снега.
При дожде лучше всего прервать восхождение и укрыться в палатке. На случай дождя надо иметь с собой штормовой костюм.
Буря и холод
Буря в горах - это ветер большой силы с резкими порывами. Буря может быть снежной и бесснежной. Даже в ущельях сила бури не только весьма ощутима, но и заставляет порой предпринимать самые решительные меры защиты. Чем больше высота и чем ниже температура воздуха, тем больше сила бури, тем сильнее опасность. Сильный мороз в тихую погоду переносится легче, чем слабый мороз при сильном ветре.
Бесснежная буря часто свирепствует и в совершенно ясную погоду. Тогда снизу, из ущелья, можно узнать о буре, бушующей на вершинах гор, по так называемым “флажкам”, или, как еще говорят, “курящимся вершинам”, когда снежная пыль сдувается ветром с гребней и с вершин и крутится с подветренной стороны.
На гребнях хребтов или на отдельных открытых.выступах буря проявляет себя особенно предательски; идущий почти в полном безветрии альпинист получает вдруг воздушный толчок, которого достаточно, чтобы сбить человека с ног. Буря может вызвать камнепады и лавины.
Еще более опасна снежная буря. Борьба с бурей в горах - это главным образом борьба с холодом, а из этого следует, что лучшим средством защиты является достаточно теплая и ветронепроницаемая одежда. При невозможности продолжать передвижение незаменимую услугу окажет палатка; если нет палатки, надо выкопать в снегу или в фирне пещеру; на леднике можно опуститься в неглубокую трещину, предварительно проверив надежность ее дна, можно укрыться в ледяную пещеру; на скалах лучше всего спрятаться в нишу или сложить прикрытие из камней. Нужно в начале бури надеть на себя весь запас теплых вещей. На бивуаках надо держаться вместе, тесно прижавшись друг к другу, и ни в коем случае не расходиться поодиночке.
При необходимости продолжать движение в бурю надо избегать гребней хребтов и отдельных открытых выступов, чтобы не быть сброшенным сильным порывом ветра. Следует избегать наветренной стороны, которую лучше предпочесть участку более трудному, но зато защищенному от ветра. Особое внимание надо обращать на тщательность охранения, на возможность появления камнепадов и лавин. Если альпинисты шли несвязанными, им надо связаться.
Гроза
Гроза обычно продолжается недолго, но за нею может последовать продолжительный дождь, снегопад, буря. Нередко грозу сопровождает град. Гроза опасна электрическими разрядами, которые могут поразить насмерть или сильно обжечь. Молния главным образом поражает наиболее выступающие места и в первую очередь стремится к металлу.
Чем ближе к месту электрических разрядов находится альпинист, тем большей опасности он подвергается. Поэтому при приближении грозы альпинистам, находящимся на гребне, на жандарме, на отдельном выступе, надо немедленно спуститься под какое-либо прикрытие. Все металлические вещи нужно сложить подальше от себя, но не ниже себя и не над собой, а вверх в сторону. Приблизительное расстояние до места электрических разрядов можно высчитать следующим образом: сосчитать, сколько пройдет секунд между появлением молнии и раскатом грома, полученное число секунд разделить на три, и получим приблизительное количество километров, отделяющих альпиниста от места электрических разрядов. В грозу надо остерегаться камнепадов и лавин.
Туман
Туман прежде всего подавляюще действует на психику начинающего альпиниста. При тумане движение по леднику и по скалам затруднено отсутствием видимости. Определить продолжительность тумана очень трудно, поэтому трудно и решить, что же лучше:
ждать прояснения, с тем чтобы продолжать восхождение, или возвращаться, если есть для этого возможность. Обычно не рекомендуется продолжать движение в горах во время тумана. Ни в коем случае не следует расходиться поодиночке в разные стороны в поисках удобного прохода или места для бивуака.
При потере правильного направления не следует искать выхода и бесполезно блуждать в тумане. Лучше остановиться бивуаком и ждать прояснения. Скалы от тумана намокают и становятся скользкими, а при последующем понижении температуры - обледеневают. Поэтому надо быть особенно осторожными на скалах, среди трещин ледников и на крутых склонах. Идти можно только связанными.
При движении в тумане можно ориентироваться только по карте, по компасу и по высотомеру. При движении в этих условиях не надо торопиться. На закрытых ледниках чаще зондировать снег ледорубом. Не спускаться скольжением. При возвращении в тумане большую услугу окажет заблаговременная, сделанная при подъеме маркировка (разметка) пути.
Всякая перемена погоды довольно точно и заблаговременно определяется метеорологической службой. Если есть поблизости метеорологическая станция, нужно узнать прогноз погоды и, в случае неблагоприятных данных, переждать приближающееся ненастье внизу, чтобы не быть застигнутым высоко в горах.
На изменение погоды могут указывать не только метеорологические приборы, но и различные, довольно определенные местные признаки.
Горные реки
Большинство горных походов связано с переправой через горные реки. Мосты и клади бывают на реках у населенных пунктов, и то не всегда, и они не всегда достаточно безопасны. Обычно же альпинисту приходится переправляться вброд. Горные реки способны значительно увеличиваться от сильных дождей, прорыва образовавшейся при обвалах плотины и т. д. Умение плавать в горных реках почти бесполезно, здесь необходимо знание техники переправы.
До выхода в горы нужно изучить способы переправ: переход по тонкому скользкому бревну, конный брод, пеший брод в одиночку и группой (фронтом, взявшись за талии), переправу но камням, переправу по веревке (укрепление веревки). Охранение при переправах через горные реки обязательно.
Наступление темноты
Передвижение в горах ночью, как правило, не может рекомендоваться. Ночью трудно ориентироваться, передвижение становится медленным и неуверенным. Нет возможности распознать, а следовательно, и своевременно избежать опасности (крутизна склонов, обрывы, скрытые трещины, лавины, камнепады и т. д.). Ночью можно идти с фонарем и только по наиболее безопасному рельефу и при исключительной необходимости.Солнце
Ожоги кожи тела, лица, губ, солнечные ванны в пути ослабляют альпиниста, понижают его трудоспособность, а иногда и вообще выводят из строя. Итогом чрезмерного перегревания может быть тепловой удар. Перед восхождением и во время восхождения нельзя принимать солнечных ванн, надо беречь от ожогов кожу лица, смазывая ее глетчерной мазью (умываться не рекомендуется), защищать глаза дымчатыми очками. Для того чтобы избежать ожогов губ, воду следует пить через резиновую трубку.
Камнепады
Многообразные атмосферные явления медленно, но непрерывно разрушают горы. Смена тепла холодом способствует образованию трещин и щелей в породе. Дальнейшее проникновение и замерзание воды, даже в очень мелких щелях скал, постепенно разрушает их, отделяя друг от друга и превращая монолитную массу в отдельные обломки.
Ветер, вода и резкая смена температур еще больше расчленяют скалы и сбрасывают обломки вниз, образуя камнепады. Один небольшой камень, свалившийся вниз, может сбить другой, неустойчиво лежащий на уступе, тот, падая, в свою очередь сбивает третий… целый град камней обрушивается вниз. Падение камней вызывают не только атмосферные явления. Птицы, животные и сам человек нередко бывают причиной камнепадов. Места камнепадов определяются наличием на их склонах и под ними обломков камней и осыпей, каменной пыли и царапин на скалах. Наиболее опасны кулуары и жолобы, менее опасны хребты и гребни.
Камнепады могут угрожать всюду-как на моренах, осыпях и скалах, так и на травяных, снежных, фирновых и ледяных склонах, расположенных вблизи скал или хотя бы и далеко, но там, где наверху есть скалы. На таких склонах о камнепадах свидетельствуют грязные борозды, оставленные на снегу и на льду скатившимися камнями, здесь же могут валяться упавшие сверху камни.
В хорошую погоду больше всего падает камней около полудня. В плохую же погоду, при дожде, буре и грозе камнепады могут произойти в самое неожиданное время. При необходимости переходить участки, угрожающие камнепадами, альпинисты должны идти по одному, внимательно наблюдая за местами возникновения камнепадов.
Камнепады на скалах не идут беспрерывно. Рано утром, когда все сковано морозом, камни не падают. Но с восходом солнца начинаются сначала легкие камнепады, а в полдень, когда солнце светит в полную силу, камнепады усиливаются. К вечеру разрушающее действие воды уменьшается, и камнепады не так обильны, но в первые ночные часы камнепады опять нарастают, так как охладившиеся камни сжимаются, сдвигаются с места и летят вниз.
При возникновении камнепада надо быстро укрыться за выступ скалы или за большой камень. Если нет этой возможности, то нужно, стоя на месте, наблюдать за полетом камня и лишь в последний момент отклониться в сторону. Когда сыплются градом мелкие камни, надо поднять на голову рукзак. Обычная ошибка начинающих альпинистов заключается в том, что, завидев еще издали камень, прыгающий по уступам, новички начинают метаться в разные стороны, поворачиваются спиной к камнепаду, защищают голову рукой (это можно применять лишь в совершенно безвыходном положении, когда, например, камень летит прямо в голову). На крутых осыпях во избежание камнепадов нужно идти широким фронтом или сомкнутой колонной возможно ближе друг к другу, а на поворотах сходиться всем вместе.
Лавины
Лавина - это снежная масса, быстро сползающая со склона горы. Снег, выпадающий в горах в течение круглого года, не остается лежать неподвижно: он медленно, незаметно для глаза, сползает вниз под тяжестью собственного веса или обрушивается лавинами и ледяными обвалами. Лавина может быть вызвана самыми различными причинами: движением альпинистов, падением обвалившегося карниза, различными атмосферными явлениями.
Все виды обвалов льда представляют собой очень серьезную опасность, которая находится в прямой зависимости от размеров обвала. Скорость движения ледяного обвала во много раз превышает скорость лавины и приближается к скорости падения камня. Альпинист подвергается тем большей опасности, чем ближе он находится как к месту возникновения обвала, так и к центру его дальнейшего движения. Ледяные обвалы могут возникнуть от движения самого льда, от перегрузки ледяной массы, от подтаивания и размягчения льда и т. д. На ледопаде вследствие размягчения льда от тепла и нарушения равновесия во время движения ледника может упасть серакс или отдельная глыба льда.
Вследствие перегрузки нависающего на гребне карниза он может отломиться и обрушиться вниз. На ледяном склоне может отломиться кусок льда от сбросов и, наконец, иногда, хотя и чрезвычайно редко, обваливаются целые ледники и ледяные склоны гор.
Так, например, обвалился в 1902 г. весь северо-восточный склон горы Джимарай-хох (район Казбеги).
Лед скатился на 12 км вниз. Погибло 36 человек, около 1800 голов скота. Был завален народный курорт Карма-дон.
Возникновение лавин зависит от количества и состояния снега, от основания, на котором лежит снег, от различных атмосферных условии, от воздействия внешней силы на снежный покров (толчок от упавшего карниза, камнепад, движение группы альпинистов).
Снежную массу удерживает на склоне сила сцепления как между снежным пластом и основанием, на котором он лежит, так и внутреннее сцепление между отдельными снежинками. Когда эта связь нарушается, возникают лавины. Лавины могут сползать всюду, где крутизна склона превышает 20-25°.
Снег делится на четыре основные вида: порошкообразный, выпавший при низкой температуре или нанесенный ветром в подветренную сторону; мокрый, выпавший при высокой температуре или подвергающийся ее действию после выпадения; слежавшийся снег; фирновый снег. Каждый вид снега может образовать лавину при соответствующих условиях, но более всего опасен сухой, порошкообразный снег. Скорость движения лавин зависит от грунта-основания, на котором лежит снег, от крутизны склона, от состояния и размеров снежной массы, приведенной в движение.
При одинаково благоприятных для лавин условиях порошкообразная, пылевидная лавина будет двигаться с наибольшей скоростью. В верхнем конце и по своим бокам лавина движется значительно медленнее, чем в середине.
Лавины имеют много разновидностей, но мы укажем лишь на основные. Наиболее частыми бывают лавины из свежевыпавшего снега. Они делятся в свою очередь на сухие и мокрые. Вследствие незначительной связи отдельных частиц снега между собой и с их основанием возникновение сухих лавин бывает обычно внезапным, и они могут быть вызваны очень легко, а особенности на гладком твердом основании (лед, фирн, слежавшийся снег). Чаще всего они бывают зимой.
Мокрые лавины образуются из снега, выпавшего при высокой температуре, или из снега, лежащего на сильно освещенных солнцем склонах. Происходящее затем понижение температуры превращает неустойчивый мокрый снег в более твердую снежную массу, что уменьшает и даже вовсе исключает опасность возникновения лавины.
На наветренной стороне склона порошкообразный, сухой снег под действием ветра и мороза покрывается коркой, которая не имеет связи со снегом и лишь опирается на него. Нарушение цельности этой корки вызывает оползание всего снегового пласта, расположенного выше места разрыва корки, и тогда образуется пластовая лавина.

Снежные лавины, бурные сели, коварные оползни... Все эти явления природы связаны с горной местностью и могут представлять значительную опасность как для людей, так и для их жилищ, дорог, мостов и других объектов. Что же это такое?

Снежная лавина - это масса снега, соскальзывающая с крутых склонов гор и движущаяся со скоростью до 30 метров в секунду. Убежать от нее почти невозможно. Наибольшие разрушения производит даже не сама лавина, а воздушная волна, которая "бежит" впереди нее. Причиной схода лавин могут быть интенсивное таяние накопившегося за зиму снега, землетрясение и близкий взрыв, вызывающие сотрясение склонов. В России лавины чаще всего случаются на Северном Кавказе, Урале, в горах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Лавиноопасные места находятся под постоянным контролем специальных служб, которые время от времени провоцируют искусственный сход лавин (предупреждая об этом население), строят защитные сооружения и осуществляют спасательные работы.

Любопытно, что такое грозное явление, как лавина, часто становится предметом вдохновения для поэтов. "...Идут лавины одна за одной, и за камнепадом ревет камнепад...", - пел Владимир Высоцкий. А сколько строк, где упоминаются лавины, в стихах Юрия Визбора! Художники могут поэтизировать опасность, но в обычной жизни ее лучше избегать.

Чтобы не попасть под лавину, надо не выходить в горы в снегопад и непогоду, знать лавиноопасные склоны (крутизной более 30 градусов), не пересекать узкие лощины, окруженные крутыми "бортами". Наиболее лавиноопасный период - весна и лето (с 10 утра до захода солнца). Если вы заметили лавину, которая сорвалась высоко в горах, быстро уйдите с ее пути в безопасное место или укройтесь за высокой скалой. Если уйти невозможно, освободитесь от всех вещей, примите горизонтальное положение (головой навстречу лавине), поджав колени к животу, закройте нос и рот рукавицей, шарфом или воротником. Попав в лавину, постарайтесь "поплыть" вместе с ней, держась как можно ближе к ее краю. Попытайтесь создать вокруг груди и лица пространство, чтобы дышать. Не кричите - это бесполезно: снег полностью поглощает звуки, а крики и бессмысленные движения ослабляют вас и лишают кислорода. Если вас засыпало лавиной, не отчаивайтесь: экономьте силы и не давайте себе заснуть - бывали случаи, когда людей из-под лавины выкапывали даже через 5-10 дней после случившегося.

Что такое сель? Это временный поток воды, несущий большое количество глины и обломков горных пород разной величины. Такой поток иногда внезапно возникает в руслах рек и горных лощинах Северного Кавказа, некоторых районов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Возникают сели после обильных дождей, интенсивного таяния снега и ледника, а также после землетрясения или извержения вулкана. Высота селевой волны может достигать 15-20 метров, а рев бурного потока слышен на десятки километров. Места, где могут возникнуть сели, и возможное время их образования, как правило, известны. Об этой опасности туристов и местное население предупреждают горные спасатели. В опасных районах строят противоселевые дамбы и плотины, понижают уровень горных озер, укрепляют склоны, высаживая на них кустарники и деревья. Спастись от селя можно, только если ухитришься его избежать. Услышав шум приближающегося потока, нужно немедленно подняться по склону на высоту не менее 80-100 метров от дна лощины. Если вас ударило камнем, выброшенным из селевого потока, окажите себе первую помощь, как при всяком ушибе: наложите повязку, лед, а вернувшись в поселок, обратитесь к врачу.

Оползнем называется смещение (соскальзывание) грунта по склону горы или борту оврага, крутому берегу моря, озера или реки. Оползни случаются, когда вода подмывает склон или горные породы оказываются слишком влажными. Причиной оползня может стать сотрясение почвы, вызванное землетрясением, взрывом или деятельностью человека. Оползень не всегда мгновенный: иногда земля движется по склону со скоростью несколько метров в год, постепенно разрушая местность. Оползни являются угрозой для домов, трубопроводов, дорог; они могут стать и причиной гибели людей, как это случилось летом 2005 года на одном из "диких" пляжей Крыма. Изучением оползней и предсказанием их появления занимаются ученые и работники специальных станций. Вы же, находясь в опасной зоне, можете узнать об угрозе оползня по заклиниванию дверей и окон здания, просачиванию воды из склона. Почувствовав неладное, сообщите об этом сотрудникам МЧС, а сами действуйте по обстановке. После случившегося оползня не входите в поврежденный дом, не убедившись, что угрозы обрушения нет. Не включайте свет и газ, проверьте, не повреждены ли газопровод и электропроводка.

Участник обязан

    Тщательно отнестись к подготовке снаряжения согласно рекомендованному списку. Отсутствие соответствующей одежды и обуви угрожать вашему здоровью и ограничивает возможности группы. Убедитесь, что ваши друзья тоже ответственно готовятся к поездке. Участники без необходимого снаряжения не допускаются к походу. Если возникают вопросы, контактируйте с нами - посоветуем, поможем купить или взять на прокат.

    Отказаться от употребления алкоголя на время активной части маршрута.

    Не курить вблизи участников, которые не курят.

    Выполнять требования инструктора.

    Своими действиями не создавать ситуаций, которые могут представлять опасность для вас или окружающих.

Правила безопасности при движении в горах

1. Передвижение должно быть не индивидуальным, а групповым, что позволит обеспечить взаимопомощь участников на маршруте.

2. Не допускать разделения группы и нарушения дисциплины. Всякая отлучка возможна только с разрешения старшего.

3. Каждая группа, независимо от ее размера, должна иметь хорошо подготовленного руководителя, обладающего большим опытом и авторитетом.

4. Темп движения и остановки должны соответствовать уровню подготовленности и возможностям участников, условиям местности и погоды. Не допускать необоснованно высокой скорости.

5. Соблюдать правильный режим нагрузок, отдыха, питания, питьевой режим, принимать меры, обеспечивающие хорошую терморегуляцию организма.

6. Поддерживать в группе высокую дисциплину и чувство взаимопомощи.

7. Не допускать купания в горных озерах, где есть опасность утонуть или простудиться.

8. Не сокращать путь за счет безопасности (можно попасть в лавину, поскользнуться, упасть на камни).

9. Избегать передвижения в ненастье, тумане, в темноте, поздно вечером. Основную часть дневного перехода совершать в утренние часы.

10. Избегать подъемов и спусков по склонам и желобам со свободно лежащими камнями.

11. Как уже было сказано, не идти в ночное время, кроме случаев спасательных работ, при опасности обморожения или с учебными целями.

12. Выбирать маршрут с учетом конкретных условий (структуры снежного покрова, состояния участников, погоды), всегда предпочитая безопасный путь.

13. Большая маневренность группы и отдельных ее участников не должна достигаться за счет облегчения экипировки или уменьшения количества бивачного снаряжения и продуктов.

Рис. 12. Крутые склоны и особенно желоба, усеянные неустойчиво лежащими камнями, опасны при переходах.

14. Не терять и не забывать вещи, чтобы в тот или иной момент не остаться без необходимого инвентаря и экипировки.

15. Неослабное внимание к предупредительным знакам в горах, чтобы избежать попадания в лавину или столкновения на горнолыжной трассе.

16. Избегать каких бы то ни было работ в лавиноопасных зонах, а в случаях необходимости их проведения воздвигать специальные защитные сооружения или систематически сбрасывать накопившийся снег с помощью взрывов или других методов под руководством специалистов.

17. При движении в горах не употреблять спиртных напитков; это предохранит организм от вредных последствии и опасного поведения.

18. Во избежание ранений не собирать камней на складах гор.

19. Не преодолевать сложных участков без достаточной уверенности в прочности опор и собственных силах.

20. Соблюдать заявленный контрольный срок возвращения с маршрута. Это мобилизует участников и в случае аварии облегчает спасательные работы.

21. Повторяем, каждый участник должен знать и соблюдать правила движения в горах.

22. При аварии уметь оказать немедленную помощь пострадавшему.

23. Избегать отступления от намеченных маршрута и тактики передвижения (кроме случаев усложнения обстановки - с целью обеспечения безопасности, спасательных работ и др.).

24. Внимательно следить за сигналами, предупреждающими об опасности, быстро и точно исполнять соответствующие команды.

25. При движении по неустойчиво лежащим камням, крутым склонам, скользкой поверхности внимательно и правильно ставить ноги, а при необходимости - страховаться.

26. При малейшем сомнении в безопасности прибегать к страховке.

27. При ухудшении состояния группы и ее экипировки своевременно отойти к ближайшему лагерю, населенному пункту, хижине по наиболее легкому и безопасному пути.

28. При невозможности отыскать хижину - умело и своевременно разбить надежный бивак, или двигаться по безопасной долине до ближайшего населенного пункта, или возвратиться по знакомому пути назад. Иногда от этого зависит жизнь участников.

29. При движении в сильный мороз делать короткие остановки для отдыха, непрерывно двигать пальцами, лицевыми мышцами, слегка растирать открытые части тела, применять подскоки и другие движения. Постоянно наблюдать за появлением признаков отморожения у товарищей.

30. При сильном дожде или граде остановиться в укрытом месте и переждать непогоду, при снегопаде действовать с учетом характера рельефа, снежного покрова и состояния группы.

31. При движении в тумане во избежание потери ориентировки, срыва в пропасть, падения со снежного карниза, попадания в лавину усилить внимание; постоянно следить за маркировкой маршрута, сверять его по карте и компасу. В случае опасности - дождаться рассеивания тумана, использовать веревку.

32. При сильной солнечной радиации защитить глаза и открытые участки тела от ожогов.

33. При движении в зимних условиях:

а) начинать поход при хорошей погоде и не ранее чем через 2-3 дня после снегопада;

б) преодолевать крутые обледенелые склоны без лыж, на кошках, вырубая ступеньки или устраивая перила из веревок;

в) на трудных участках лыжи прочно прикрепить к рюкзаку, чтобы они не мешали при движении (освобождаются руки и увеличивается устойчивость);

г) преодоление снежных гребней и покрытых снегом рек начинать после тщательной разведки, зондирования пути ледорубом или лыжной палкой, при обязательной страховке веревкой с надежного места;

д) при движении по очень крутому опасному склону ледоруб держать в удобном для самозадержания положении, рука должна быть в темляке;

е) не допускать глиссирования по крутым, непросматривающимся либо не поддающимся просмотру фирновым или ледяным склонам с большой скоростью и без подготовки во избежание падений в пропасть, трещины, ранений о скалы;

ж) Избегать движения по снежным сугробам, расположенным на крутых склонах, как и скольжения по травянистым склонам, чтобы не поскользнуться и не удариться о скалы;

з) знать, что более безопасны склоны, на которых под снегом много камней и неровностей, а в их нижней части кустарник.

34. При движении на лыжах:

а) не подрезать лавиноопасный склон;

б) не преодолевать крутой обледенелый склон;

в) не допускать опасно высокой скорости, лишающей возможности владеть лыжами;

Рис. 13. Восхождения и спуски по крутым горным склонам, покрытым твердым фирном, удобны и безопасны, когда совершаются с применением ледоруба и веревки при повышенном внимании.

г) в тумане не идти по опасным карнизам, ущельям, скалам, неизвестным местам;

д) при спуске с гор на лыжах внимательно следить, чтобы лыжи не зацепились за кусты, не наскочили на дерево, скрытые или открытые камни, чтобы кольцом палки не зацепить за куст или корень;

е) при продолжительном спуске в условиях низкой температуры предохранять лицо, уши, грудь и другие части тела от обморожения;

ж) не допускать резких поворотов, прыжков и ударов лыжами на лавиноопасных склонах.

35. При сбросе лавин с помощью взрывов:

а) соблюдать осторожность в обращении со взрывчатыми веществами;

б) место, где предполагается произвести взрыв, должно иметь безопасный подход; ему не должны грозить опасность от лавины, естественно сошедшей или искусственно вызванной. При выборе такого места нужно постараться правильно наметить путь падения сбрасываемой массы снега;

в) район взрыва должен быть закрыт для посетителей.

36. При грозовой буре:

а) спуститься с хребта;

б) сложить железные предметы метрах в десяти от людей;

в) не стоять под одиночным деревом, маркировочными столбами, на берегу водоема;

г) не бегать, а ходить не спеша;

д) группа должна рассредоточиться;

е) не останавливаться на опушке леса и на местности, через которую течет вода;

ж) не стоять вблизи мест, где есть металлические провода;

з) по возможности расположиться на изолирующем материале;

и) помнить, что не всякое поражение молнией смертельно и энергичное вмешательство группы может предотвратить несчастье.

37. При необходимости переправы через реку:

а) прежде всего выбрать место и время переправы;

б) правильно определить место и вид страховки, расставить членов группы с учетом их опыта, силы и роста;

в) при переправе иметь спасательные посты;

г) прикрепляться к натянутой через реку веревке не с помощью схватывающего узла, а карабина на расстоянии от груди не более одного локтя;

д) при навесной переправе основная веревка должна быть очень прочной, при этом следует применять вспомогательную веревку, с помощью которой в случае нужды застрявшего можно было бы вытянуть назад или вперед.

38. При несчастье направить для помощи минимум двух самых подготовленных спортсменов.

39. В аварийной ситуации сохранять высокий моральный дух, крепкие нервы, хладнокровие, уверенность, умение действовать правильно и быстро, без паники.

40. При любой неожиданности во время движения правильно и трезво оценить положение и состояние группы, заметить дальнейшие действия.

41. Когда силы в борьбе с ветром, низкой температурой исчерпаны и участники не способны мобилизовать остатки физических и психических сил для преодоления пути, необходимо быстро найти укрытие и организовать бивак.

42. Рюкзак следует хорошо подогнать. Из него не должны торчать концы стоек для палаток, зубья кошек и другие острые предметы, которые могут поранить идущего, следом товарища.

43. He допускать самовольного оставления походной колонны или бивака.

44. Не переправляться через быстрые реки, не преодолевать трещины и другие препятствия на маршруте без обеспечения необходимой безопасности.

Если катаясь на лыжах или сноуборде, вы предпочитаете не спокойные спуски с пологих гор, а крутые склоны и всевозможный экстрим, специально для вас сегодня мы расскажем о самых страшных горнолыжных трассах мира.

Corbet"s Couloir

Джексон Хоул, США


Считается, что каждый настоящий лыжник должен хоть раз в жизни испытать себя на этой трассе на горнолыжном курорте в штате Вайоминг. Новая канатная дорога быстро поднимет вас на вершину горы Rendezvous, откуда вы можете сначала понаблюдать за другими смельчаками, прежде чем решиться совершить безумный спуск-прыжок самостоятельно. Между тем, трасса эта не так и крута: в среднем уклон составит не больше 40 градусов. Но начать придется с лихого прыжка с высоты около 4 метров в расщелину между двух скал, причем после приземления придется сразу резко повернуть, чтобы не "вписаться" в огромный камень. Если боитесь скал, есть альтернатива - прыгнуть на трассу с высоты примерно 6 метров, но камней вокруг не будет.

La Chavanette

Авориаз, Франция

Имя этой трассы мало что говорит большинству лыжников, но у самых смелых и безрассудных оно способно вызвать всплеск адреналина в крови, ведь это один из наиболее быстрых и опасных спусков в мире. У его старта установлен предупреждающий знак "только для экспертов" - одно это вселяет чувство страха в любого, лишь приблизившегося к опасному склону. Те же, кто решится выехать на него, обнаружат, что угол наклона так крут, что увидеть трассу невозможно. Учтите, что после нескольких поворотов вы внезапно попадете на крутой широкий могульный склон!

Delirium Dive

Банф - озеро Луиз, Канада


На первый взгляд тех, кто стоит на вершине горы, это обычная заурядная трасса, одна из многих на канадском курорте в национальном парке Банф. Но вы не можете видеть, что ждет вас впереди, и потому, если вы не уверены в своих силах, не приближайтесь к этому маршруту, о котором даже очень опытные и квалифицированные спортсмены говорят с благоговением. Страха добавляет и требование лыжного патруля: по этому склону можно спускаться только с лавинными датчиками, хотя по всей зоне катания лавинная угроза постоянно проверяется, и особой опасности нет.

Grand Couloir

Куршевель, Франция


Это самый широкий и самый легкий из трех опаснейших и печально известных куршавельских маршрутов, единственный нанесенный ныне на карту трасс. Самая трудная часть начинается от станции канатной дороги La Saulire. Когда трасса сильно обледеневает, вы можете не заметить, как вас унесет на какой-то их двух более сложных спусков Sous Pylons или Emile Allais, которые сейчас не рекомендованы для катания. Но если этого не случится, вторая половина маршрута пройдет по широкому склону и будет более спокойной.

Tortin

Вербье, Швейцария

Трасса Тортин в Вербье вдохновляет лыжников больше или меньше в зависимости от снежного покрова: когда зима не жалеет снега, вы можете даже не понять, из-за чего этот маршрут считается сложным и головоломным. Но вернитесь сюда, когда осадков выпадет поменьше, и вы увидите, что ошибались: чем дальше, тем круче будет склон, и если при хорошем снеге вы просто красиво съедете по нему, то обледеневшая "голая" поверхность заставит ваши лыжи постоянно проскальзывать.

Harakiri

Майрхофен, Австрия

Название австрийской трассы говорит само за себя: спуск по ней - такое же самоубийство, как и харакири. Однако желающих покорить ее очень много, ведь в местном турофисе за такой подвиг дают памятные сувениры. Смельчаков не пугает даже то, что в одном самом жутком месте придется съезжать под углом в 78 градусов! Если же эта трасса обледеневает, то двигаться по ней становится почти невозможно.

Le Tunnel

Альп-д’Юэз, Франция

На курорте Альп д"Юэз находится самая длинная европейская "черная" трасса Sarenne, однако Le Tunnel гораздо сложнее. Причем трудности связаны не с большим наклоном (формально угол невелик), а с тем, что она проходит через самый настоящий туннель в леднике. Конечно, когда вы приближаетесь к ней, светит теплое солнце, и под лыжами мягкая "пудра", все кажется прекрасным. Но стоит лишь попасть в туннель, как вам придется бороться со зловещим холодом и льдом, и любое неосторожное движение приведет к падению и серьезным травмам.

Face de Bellevarde

Валь д"Изер, Франция


Эта трасса была построена для соревнований по скоростному спуску среди мужчин на Олимпийских играх 1992 года. Она довольно ровная по наклону, ни один из ее участков не выделяется как слишком крутой, но чтобы спуститься по ней, нужно прекрасно владеть техникой и остро наточить канты лыж, чтобы не сорваться на обледеневших участках. А если выдается малоснежный год, то трассу часто разбивают до камней, из-за которых опасность увеличивается.

Ля-Грав

Франция


Крошечный курорт Ля-Грав во французских Альпах, до которого можно доехать с курорта Ле-дез-Альп, это настоящее убежище для экстремальных лыжников. На большинстве склонов нет никаких разметок, формально там не контролируют лавинную опасность, и большинство трасс можно отнести к одним из самых сложных в мире, поэтому лыжники катаются в этих местах на свой страх и риск. Поднявшись на ледник La Meije, вы можете выбрать свой собственный маршрут для спуска, только не забывайте о скалах, трещинах, лавинах и снежных бурях.

Backside of the Valluga

Санкт-Антон, Австрия

Если на других трассах просто устанавливают предупреждающие знаки и предоставляют вам самим определять свой уровень подготовки, то на эту трассу можно попасть только после того, как вы подтвердили свою квалификацию перед местными экспертами. Сначала трасса покажется хоть и крутой, но несложной, порадует отличным снежным покровом. Однако впереди вас ждет 700-метровая пропасть: стоит спортсмену чуть отвлечься, и после одного из левых поворотов он вылетит на скалы.

Если вы когда-нибудь задумывались о спуске по одной из самых экстремальных горнолыжных трасс в мире, но еще не набрались мужества, чтобы совершить его, почувствуйте, что вас ожидает, просматривая подборку видеозаписей, сделанных горнолыжниками во время таких спусков.

Степень опасности и страх при каждом спуске, во многом зависят от состояния снега. Даже самая крутая и страшная горнолыжная трасса, оказывается не такой опасной, когда покрыта толстым слоем пушистого снега.

22-километровая Белая Долина Шамони – высокогорный и самый протяженный внетрассовый спуск в Европе, своеобразный обряд посвящения для напористых и амбициозных горнолыжников на пути к тому, чтобы стать экспертами. Добраться сюда можно по канатной дороге Aiguille du Midi (3812 м).

Белая Долина имеет 2800-метровый перепад высот по вертикали и множество вполне реальных опасностей - трещины, сераки, скалы и снежные лавины; только лыжникам, уверенно чувствующим себя на красных трассах, умеющим регулировать скорость спуска, применять соскальзывание, осуществлять маневры в условиях ограниченного пространства, стоит пытаться пройти этот путь. Предпринимать спуск лучше небольшими группами в сопровождении гида, который не только обеспечит безопасность, но и покажет вам самые интересные места. У всех участников должны быть лавинные датчики, зонды и лопаты.

Есть несколько вариантов прохождения спуска: обычный через Долину, через Petit Envers du Plan или Grand Envers du Plan. Два последних визуально более интересны, но имеют много трещин и высокий риск схода лавин. Продолжительность спуска 4-6 часов в зависимости от маршрута. По соображениям безопасности, спуск лучше начинать в первой половине дня. Оптимальное время года – февраль-март.

На видео группа горнолыжников поднимается по канатной дороге до 3812 метров, проходит по узкому гребню Aiguille du Midi и спускается на лыжах вниз с горы.

2. Кулуар Корбет, Джексон Хоул, Вайоминг, США

Названный в честь Барри Корбета, лыжного инструктора Джексон Хоула, Кулуар Корбет является признанной «самой опасной горнолыжной трассой Америки». Впрочем, сам склон, который часто покрыт свежим снегом, не так уж и страшен. Главное - преодолеть себя в самом начале спуска.

Добраться сюда можно по канатной дороге Rendezvous. Вход в кулуар имеет ширину около трех метров со скальными стенками с обеих сторон. Лыжники должны прыгнуть с карниза и пролете девять метров вниз на 50-градусный склон ниже или совершить прыжок, вписавшись в резкий поворот, стараясь держаться подальше от скалы.

3. Швейцарская стена, Авориаз

Спуск La Chavanette в Авориазе известен как «Швейцарская стена» - даже название вызывает в воображении страшные картины и само по себе должно гарантировать место в списке «самых опасных горнолыжных трасс мира». Те, кто уже набрался мужества, чтобы пройти его на лыжах, должен знать, что это один из самых крутых спусков в мире – он настолько крут, что вы не можете увидеть, что ждет впереди.

Подъемники с левой стороны Авориаза ведут к сектору Chavanette и далее к печально известной «Швейцарской стене». Из Авориаза добраться сюда можно, воспользовавшись креселкой Choucas. Те, кто рано встает, сможет найти здесь свежий снег, что делает спуск не столь опасным, но уже к концу дня стена превращается в крутое ледяное поле могула (как на видео) - сотни метров плотных бугров. Чтобы пройти спуск из поворота в поворот на скорости, кроме хорошей физической подготовки, надо обладать безупречной техникой. Не зря в начале спуска стоит знак «Только для экспертов». После того как вы прошли первые шесть поворотов и округлый выступ, Стена обнаруживает себя как крутой (55 градусов) 200-метровый склон. Ежегодно в феврале здесь проходит Derby Chavanette: длина маршрута 5 км при перепаде высот 1120 м.