Как брать дыхание во время пения. Как правильно дышать во время пения? Какой тип дыхания выбрать новичку

Профессиональный преподаватель сразу отличит новичка от опытного вокалиста по постановке его дыхания. Главными признаками не поставленного дыхания является:

  1. Невозможность протянуть длинную ноту. Новичку просто не хватит воздуха, чтобы ее удержать, поэтому у него начинает дрожать голос на длинных нотах, появляться фальшь, тембр становиться тусклым или звук пропадает совсем.
  2. Невозможность спеть фразу на одном дыхании. Часто такое певец начинает брать дыхание в середине слов, что искажает передачу смысла песни и ее настроения. Особенно ярко это проявляется в медленных или, напротив, очень быстрых композициях.
  3. Голос звучит тускло, не в полную силу. В нем не полностью раскрывается его тембр, характерная интонация, даже в некоторых случаях трудно понять, кто поет, сопрано или меццо, тенор или баритон. Без правильного дыхания хороший вокал невозможен.
  4. Дыхание короткое, непродолжительное, при вдохе поднимаются плечи. Это происходит потому, что у непрофессионала дышат только верхушки легких, поэтому ему не хватает дыхания, чтобы удержать всю фразу до конца.
  5. Наличие различных зажимов в голосе, боли в горле во время исполнения песни, быстрая усталость, осиплость. Чтобы дотянуть фразу до конца, вокалисты начинают удерживать ее горлом, прикладывая значительные усилия. Это очень вредно для здоровья, поэтому у вокалистов с не поставленным дыханием часто развиваются ангины, воспалительные заболевания, а также ларингиты и осиплость. Правильная постановка дыхания снимает все эти проблемы и голос начинает звучать плавно, богато и красиво.
  6. Невозможность спеть мягко, филировать звуки на длинных нотах. Без правильного дыхания голос становится резким, пронзительным и неприятным. У него может появляться характерный визгливый звук, при этом, когда нужно спеть тихо, голос пропадает. В результате вокалист не может управлять своим голосам, делать его тише и громче, сочнее и насыщеннее, и тихие ноты у него не звучат. Правильная постановка дыхания позволит вам менять громкость вашего голоса, при этом его будет слышно даже на самых тихих нотах.

Постановка дыхания не потребует от вас значительного времени и усилий, но зато вы сможете петь красиво и свободно длительное время, без признаков усталости и боли в горле после занятий вокалом. Большинство вокалистов осваивают ее за несколько недель, а некоторые и с первого раза. Правда, постановка дыхания для хорового и сольного пения немного отличается.

Если вокалист, который поет сольно, не может взять дыхание на длинной ноте, то многие хоровые произведения построены так, что протянуть одну ноту на дыхании невозможно. Поэтому, когда один из исполнителей берет дыхание, остальные держат ноту, в то время как дирижер управляет звучанием, делая его то громче, то тише. То же самое происходит и в ансамбле, только пением там управляют сами исполнители.

Как научиться дышать при пении – упражнения

На самом деле, ничего тут сложного нет. Главный секрет, как правильно дышать при пении, заключается в глубоком и равномерном дыхании. Его нужно брать не плечами, а низом живота. При этом плечи не поднимаются, они свободны и расслаблены. Это нужно проконтролировать перед зеркалом. Положите руки на живот и сделайте глубокий вдох. Если вы все делаете правильно, то рука на животе будет подниматься, а плечи останутся расслабленными и неподвижными. Затем попробуйте сделать глубокий вдох и спеть какую-то фразу или просто потянуть длинный звук. Протяните его, сколько сможете. Вот с таким ощущением нужно и нужно петь. Ежедневная тренировка дыхания поможет вам привыкнуть к этому ощущению.

Как правильно дышать при пении романса или песни? Вам нужно взять нотный текст и посмотреть, где стоят запятые. Ими обозначается дыхание между фразами или в определенных местах для создания особого эффекта. Преподаватели советуют брать дыхание перед началом следующей фразы в тексте. Конец фразы стоит немного продлить и сделать тише, чтобы не создалось ощущение, что вам не хватает воздуха.

Много ли времени занимает тренировка дыхания? Если речь идет об отдельных упражнениях, то не больше 20 минут в день, ну а в целом сам процесс пения является самым лучшим тренажером для дыхания при условии, что вы поете правильно. Вот несколько простых упражнений:

  1. Медленный выдох на звуке «ш». Вам нужно взять часы с секундной стрелкой, сделать максимально глубокий вдох и выдыхать на звуке «ш» очень медленно. Норма – 45 или 50 секунд для взрослого человека.
  2. Медленный выдох на звуке. Попробуйте спеть медленную фразу на экономном выдохе на одном звуке или вокальное упражнение. Чем длиннее фраза, тем быстрее вы научитесь петь на дыхании длинные ноты и фразы.
  3. Теперь попробуйте петь фразу с длительным произношением слов. Это труднее, чем предыдущие упражнения, но результат того стоит. Успехов вам и хороших результатов!

Каким бы видом пения вы не решили заняться, академическим или эстрадным, в какую бы школу вокала не пришли, первое, с чего начнется работа с вашим голосом: правильное певческое дыхание.

Ко мне приходило много учеников, которые раньше уже занимались вокалом и даже выступали на сцене. Но почти все из них признавались, что не до конца понимают, как правильно дышать во время пения.

Голосовые зажимы, слабый звук на верхних нотах, нехватка воздуха в длинных фразах — с такими проблемами они сталкивались постоянно. И все потому, что ранее педагоги не объяснили им смысл певческого дыхания, а ребята не придали этому значения. И нам приходилось возвращаться к азам, и заново учиться дышать.

В данной статье я постараюсь максимально доступно познакомить вас с азами певческого дыхания, исходя из моего опыта. При желании углубиться в данный вопрос с профессиональной точки зрения, вы всегда можете почитать научную литературу о пении. На O VOCALE вы найдете обзор самых полезных книг для вокалистов.

А вы задумывались, правильно ли дышите?

Знакомство с техникой певческого дыхания всегда начинается с осознанного вдоха и выдоха. На первом уроке вокала я спрашиваю новичков, обращают ли они внимание на то, как дышат в повседневной жизни.

Чаще всего начинающие вокалисты теряются и не могут сказать, как они чувствуют свой вдох и выдох. Вот вы можете ответить на данный вопрос?

Важно осознать одно: чем лучше вы осведомлены о том, что происходит в теле во время пения, чем яснее вам механизмы управления голосом, тем легче дается техника вокала!

Почему необходимо следить за своим вдохом и выдохом, я расскажу ниже. Если вы уже подружились с певческим дыханием и умеете его контролировать, я очень рада, а если нет — давайте разберемся, какие «инструменты» отвечают за правильное дыхание при пении.

Физиология певческого дыхания.

Сделайте удобный привычный для вас вдох прямо сейчас. Понаблюдайте, как много вы взяли воздуха, как надолго задержали его и насколько плавно выдохнули. Хорошо, если рядом есть зеркало, и вы вдохнули, глядя на себя. Отметьте, в какую область грудной клетки пошел воздух. Да-да, именно в грудную клетку!

Вы скажите: «Но я читал, что при пении необходимо дышать животом!». Но задумайтесь, как мы можем вдохнуть (по-настоящему вдохнуть, впустить воздух) в живот?! Ведь внутри живота находятся внутренности — кишечник, желудок и прочее.

Дышать, сильно надувая живот и стараясь взять в него побольше воздуха, не разобравшись в собственной физиологии, распространенная ошибка начинающих певцов. И приводит она к бездумной ненужной работе мышц брюшного пресса.

В то время как за набор дыхания в организме отвечают легкие! Именно в легкие (а не в ваш желудок в животе) вы впускаете воздух, и именно из легких он выходит обратно, превращаясь в углекислый газ.

Как правильно дышать при пении?

Уверена, что когда я попросила вас вдохнуть, у большинства поднялась грудная клетка или плечи. Это естественно для обычного человека, но дышать при пении так неправильно. И вот почему: когда мы, вдыхая, поднимаем плечи, воздух заполняет верх легких.

Посмотрите на картинку, легкие имеют треугольную форму, сверху они гораздо уже, чем снизу. А значит, количество воздуха, которое вы набрали в верхнюю часть, меньше.

Это как верхушка айсберга, где основной «массив» воздушного запаса остается «под водой», нетронутым и не замеченным. Таким поверхностным вдохом большинство людей привыкло пользоваться каждый день.

Когда мы наполняем воздухом верхнюю область груди, кажется, что воздушного запаса становится больше, но это заблуждение.

Чтобы петь красиво и свободно, важно научиться впускать воздух в нижнюю часть легких. Таким образом включается другой тип дыхания — нижнереберное, диафрагмальное, оно же дыхание «животом».

Для освоения нижнереберного дыхания не обязательно идти в школу вокала, вы можете заняться научиться дышать правильно при пении прямо сейчас! В блоге O VOCALE есть , которые вам помогут.

При чем здесь диафрагма, и как ей дышать?

Наверняка, вы не раз слышали о таинственной «диафрагме» и ее значительной роли в пении. Способны ли вы сказать, а лучше показать, где находится диафрагма и объяснить, зачем она нужна? Если появляется желание погуглить, я отвечу: диафрагма — это плотная мышца, которая поперек пересекает тело человека, разделяя его пополам.

У диафрагмы полно функций кроме разделения, она принимает участие в пищеварении, в кровоснабжении и в других процессах организма.

Для заинтересовавшихся, действительно, «Гугл» в помощь, а я предлагаю отыскать диафрагму у вас, и понять, какую задачу она выполняет в процессе певческого дыхания.

Найдите солнечное сплетение — там соединяются ребра, и коснитесь их краев снизу. Проведите пальцами по контуру ребер от солнечного сплетения до поясницы, где они примыкают к позвоночнику. Именно здесь, где вы прошли руками, к краям ребер крепится диафрагма.

Теперь сделаем вдох как можно ниже и глубже, чтобы нижние ребра расширились и разошлись в разные стороны. Напоминаю, грудь и плечи не поднимаются!

В этом и кроется весь секрет певческого дыхания.

В момент вдоха диафрагма следует за раздвигающимися нижними ребрами. Она опускается и удерживает их в широком состоянии. А при выдохе ребра сужаются и диафрагма возвращается в естественное приподнятое положение, напоминающее купол.

Data-medium-file="https://i2.wp..jpg?fit=300%2C162&ssl=1" data-large-file="https://i2.wp..jpg?.jpg" alt="физиология дыхания при пении, диафргама" width="742" height="401" srcset="https://i2.wp..jpg?resize=300%2C162&ssl=1 300w, https://i2.wp..jpg?resize=768%2C415&ssl=1 768w, https://i2.wp..jpg?resize=1024%2C553&ssl=1 1024w, https://i2.wp..jpg?w=1280&ssl=1 1280w, https://i2.wp..jpg?w=1920&ssl=1 1920w" sizes="(max-width: 640px) 100vw, 640px">

И наоборот: когда вы набираете воздух в верх груди, выключаете из работы диафрагму. При таком неверном вдохе ребра сужаются, а диафрагма поднимается куполом вверх, сокращается и не принимает участия в удержании выдоха.

Кажется, что воздуха много, но его не хватает. Вам хочется поскорее выдохнуть, сбросить набранный воздух, так как контролировать его без участия диафрагмы сложно.

Почему мы дышим животом во время пения?

Диафрагма не болтается в пустом пространстве, не существует сама по себе. Она крепко соединена с мышцами ребер и, разумеется, с мышцами брюшной полости. И когда вы раздвигаете ребра при вдохе, эти брюшные мышцы активно подключаются, и передняя стенка живота идет вперед. Поэтому создается иллюзия, что мы дышим животом во время пения.

Некоторым людям проще понять процесс вокального дыхания и отследить напряжение в диафрагме, надув мышцы живота. Знаявсе тонкости, описанные выше, мы смело можем сказать, что дышим животом, но без понимания физиологии эта фраза покажется непонятной.

Дыхание животом полезно для организма.

Глубокое диафрагмальное дыхание влияет на снятие стрессов и успокоения нервной системы. Недаром его используют многие практики по оздоровлению, например, йога и цигун.

К тому же при использовании нижних запасов легких, мозг интенсивнее насыщается кислородом, начинает четче работать, поднимается общий тонус и приходит бодрость.

Певческое дыхание кажется противоестественным, однако, оно знакомо каждому человеку с рождения!

Понаблюдайте за детьми и животными — они дышат животом. Обратите внимание на дыхание животом у кошки или собаки. Во сне, засыпая и расслабляясь, мы перестаем контролировать мышцы и переходим на нижнереберный тип вдоха!

Такое дыхание подходит не только певцам, но и работникам профессий, полноценно использующим голос: лекторам, учителям, ораторам, адвокатам. Связки утомляются меньше, если постигнуть основы нижнереберного дыхания.

Правильное певческое дыхание начинается с внимания.

Для новеньких учеников диафрагмальное дыхания становится настоящим открытием, когда они понимают, насколько объемным и глубоким может быть их вдох. У кого-то кружится голова от гипервентиляции мозга, потому что раньше они использовали лишь малые объемы дыхания, а сейчас «включили» дополнительные ресурсы, раскрыв легкие целиком. Это нормальная реакция.

Но еще более удивительной кажется мысль, что за своим дыханием во время можно следить! А я считаю, что не только можно, но и нужно. С внимания к себе и своему дыханию зарождается здоровое правильное пение, появляется красота голоса, и любовь к нему.

Дышите животом не только на уроке вокала один или два раза в неделю, но и в жизни, как делают все профессиональные вокалисты.

Сделайте диафрагмальное дыхание естественным: это первый и самый важный шаг в постановке голоса. Последите за ним несколько дней! Куда вы вдыхаете, сколько воздуха набираете и сколько выпускаете, какие мышцы включаются в процесс — при разговоре, перед сном, когда вы взволнованы, когда спокойны…

Поверьте, любой педагог будет в восторге, если перед приходом к нему на пробное занятие в школу вокала, вы освоите певческое дыхание, облегчив работу и ему, и себе. Вы сможете двигаться дальше для постижения тонких вокальных хитростей, не отвлекаясь на базовые вещи.

И помните, дышать правильно за вас никто не станет. Педагог лишь покажет, как это делать. А дальше все зависит от вас!

Так что начните прямо сейчас! Для этого на O VOCALE вы найдете несколько лайфхаков — .

Вам понравится:


Многие начинающие вокалисты, особенно, которые учатся пению самостоятельно, задаются вопросом:Как правильно дышать во время пения? В этом уроке я постараюсь ответить развернуто на этот вопрос.

Дыхание - это фундамент для пения. Без дыхания Вы не сможете спеть ни одной ноты (можете попробовать:)). То, как Вы дышите, и будет влиять на красоту Вашего голоса...

Существует несколько типов дыхания: грудное, брюшное и смешанное.

  • При грудном типе дыхания у нас на вдохе поднимается грудь и плечи, живот при этом втягивается, либо остается неподвижным. Этот тип дыхания с рождения присущ женщинам, но бывают и исключения.
  • Брюшное дыхание - это, проще говоря, дыхание диафрагмой, то есть животом. При вдохе живот выпячивается, надувается. А грудь и плечи остаются неподвижными. От рождения этот тип дыхания присущ больше мужчинам, но также бывают и исключения.
  • Третий вид дыхание - смешанный . При таком типе дыхания задействованы сразу и диафрагма (живот), и грудь.

Какой тип дыхания выбрать новичку?

Многие преподаватели вокала, а также сами вокалисты, спорят о том, какой тип дыхания лучше всего при пении: брюшное или смешанное (грудное дыхание мы не берем в расчет, таким дыханием точно никто не поет). Конечно, оба эти типа дыхания правильные. Но в этом уроке мы будем рассматривать только брюшное дыхание, потому как новичку нужно начинать именно с него.

Что такое брюшное дыхание?

Брюшное дыхание - это такой тип дыхания , при котором задействуется диафрагма.

Это самая большая и самая мощная из мышц живота.

Диафрагма (рис. 1)

Именно диафрагма является главным элементом при пении. Она выталкивает воздух, она является опорой в пении. Чтобы почувствовать, как работает диафрагма, сделайте бесшумную трель губами. Видите, что диафрагма моментально выталкивает мощный поток воздуха?

Учимся дышать животом

Если вы от рождения дышите животом - это хорошо. Тогда Вы можете лишь укрепить свои навыки. А если нет - учимся.
Лягте на пол или на диван в полностью горизонтальном положении, руки положите на живот. И начинайте дышать. Чувствуете, как живот поднимается при вдохе и опускается при выдохе? Это и есть брюшное дыхание. Но стоя дышать животом сложнее. Первым Вашим упражнением будет - научиться дышать животом. Старайтесь дышать животом везде : на работе, сидя на уроке, в метро, даже при ходьбе. Постоянно думайте о том, как Вы дышите. И вскоре Вы уже будете не задумываясь дышать животом.

Вот Вы уже знаете ответ на вопрос "Как дышать во время пения?" . Переходим на следующий урок, в котором я Вам дам упражнения для развития дыхания.

Певческое дыхание… Тем, кто серьезно интересовался и интересуется различными техническими аспектами пения, думаю, не раз приходилось натыкаться во многих источниках на разнообразную информацию, связанную с этим, поистине фундаментальным понятием.

Поскольку певческое дыхание, действительно, играет в вокале исключительную роль, ничего удивительного в этом нет. Однако, как любой другой основополагающий фактор, певческое дыхание – плод непрекращающихся споров и рассуждений. Далеко не все авторы текстов едины в своем мнении о том, каким же оно должно быть. За исключением оценки важности его роли в целом, конечно.

Я постараюсь в двух статьях рассказать более-менее популярным языком об этом необходимом для любого вокалиста аспекте техники. По традиции сайта постараюсь избегать излишне «эмоционально-выспренних» словосочетаний и выражений. Давайте подойдем к делу с точки зрения логики процесса.

*****

Чем, собственно, певческое дыхание отличается от обыкновенного? От каждодневного и ежесекундного, начинающегося с первым вдохом младенца и заканчивающегося последним выдохом на «смертном одре»? А если точнее, то чем оно ДОЛЖНО отличаться?

Сказать: «Ничем!» , нельзя, определенные отличия все же есть, и они нужны, но вот только О-О-ОЧЕНЬ часто мы слышим и читаем, что дыхание певца – это особенный «мир», супер навык, сложнейшая техника, требующая кардинальной перестройки чуть ли не всего организма… Не умеешь дышать правильно, значит, хорошо петь никогда не научишься – вот такой «знак равенства» автоматически устанавливается огромным количеством вокальных педагогов.

Но что значит «дышать правильно»?

*****

Функционально система дыхания человека великолепно адаптирована природой к реалиям жизни. Мы дышим во сне по-своему, при физических нагрузках иначе, в загрязненной среде третьим способом, при разговоре четвертым… И ведь никто не задумывается при этом, что он как-то «неправильно» дышит! Воздуха хватает, никто не задыхается (за исключением, конечно, людей, у которых с органами дыхания какие-то проблемы, болезни).

А при пении, значит, должен существовать некий «вид» этой функции, какой-нибудь пятый или десятый способ? А мозг, следовательно, все эти способы должен учитывать и «переключать», (усилием сознания, воли) дыхание в певческое в нужный момент? А не слишком ли это сложно, если посмотреть на всю картину в целом?

Все, без исключения, авторы различных работ о вокале в один голос утверждают, что при пении процесс дыхания должен быть естественным. А НЕ ИСКУССТВЕНЫМ! Но если вырабатывать новый, не свойственный человеку по жизни навык, то иначе, как «искусственный», его назвать нельзя.

Правда, возможно возражение – сначала это будет искусственный навык, тот, о котором нужно постоянно или периодически задумываться и контролировать, а потом он перейдет в навык естественный, в постоянную привычку, которая реализуется бессознательно. Как работа над музыкальным слухом. Сначала – каждую ноту «ловишь», а потом попадаешь, уже не задумываясь, просто не можешь «не попасть».

Именно такой подход к вопросу превалирует на данный момент в работе подавляющего большинства российских вокальных педагогов (не всех, конечно). Но единственно верным он не является. Более того, в иных мировых школах вокала такой подход считается кардинально неверным. А судя по количеству прекрасно поющих людей в западных странах, которым никогда не «ставили дыхание», наверное, стоит прислушаться к соответствующим выводам…

*****

С точки зрения процесса дыхание подразделяют на три вида – ключичное («верхнее» или костальное), грудо-брюшное («смешанное», косто-абдоминальное) и брюшное («нижнее» или абдоминальное). Есть и промежуточные типы, но статья – не диссертация, этими видами принципиально описывается ВСЯ палитра, поскольку в реальности картина выглядит так -

«В вокальной педагогике часто говорится о трех типах дыхания певца: верхнегрудном, грудобрюшном (среднем) и нижнебрюшном. Следует, однако, заметить, что в чи­стом виде эти типы дыхательных движений не суще­ствуют, так как при дыхании певца всегда колеблются все участки тела. В то же время замечено, что у хороших певцов движения в области верхней части грудной клетки минимальны при хорошей подвижности в средней части туловища и низа живота. У неопытных певцов как раз наоборот: преобладает верхнегрудное дыхание при слабой подвижности нижней части грудной клетки и живота. По­скольку при верхнегрудном типе дыхания поднимается весь плечевой пояс, то этот тип дыхания нередко име­нуется «ключичным» или «плечевым».

В.П.Морозов «Тайны вокальной речи»

Возможно, вы уже догадались, что, как правило, наши вокальные педагоги учат студента с первых шагов дыханию «нижнему», то есть абдоминальному. Соответствует этому типу сентенция «дышать диафрагмой», а по простому – «дышать так, чтобы живот надувался», «дышать животом».

На самом-то деле дышать, НЕ ИСПОЛЬЗУЯ ДИАФРАГМУ , невозможно, поскольку эта мышца ВСЕГДА задействована в акте дыхания. Но тогда странно, не правда ли, что разговор идет о каких-то «типах дыхания»? Если всегда работает диафрагма, то какие могут быть типы-то? Он один, по идее…

Э-э-э…нет!

*****

Диафрагма работает всегда, но все дело в том, КАК и НАСКОЛЬКО она работает, а также, КТО ЕЩЕ в эту работу включается! Как раз, и в пении, и в речи основные усилия по увеличению объема легких при вдохе производятся межрёберными мышцами, а вовсе не диафрагмой! Наука различает «внешнее» и «внутреннее» дыхание. Так вот к мускулатуре, ответственной за дыхание внутреннее, относят диафрагму и гладкие мышцы в стенках бронхов и бронхиол, а дыхание внешнее (заметное на глаз) производится при помощи межреберных мышц (и некоторых других).

Наш внутренний «парашют» (диафрагма) - довольно сложная тонкая мускулатура, движения которой могут быть вариативными в зависимости от включения в процесс и других «участников» тоже. И даже независимыми. Еще в 50-х годах учеными был замечен факт, который они потом назвали «парадоксом дыхания».

По простому, если петь (или даже говорить) А-И или И-А , пре переходе от одной гласной к другой движения диафрагмы наблюдаются в противофазе. То есть на И мышца работает «на выдох», как ей и положено, а вот на А , хотя фонация не прекращается, вдруг начинает работать «на вдох»!

Наука объясняет этот эффект тем, что таким образом организм регулирует подсвязочное давление, поскольку более «импедансная» И требует для обеспечения той же силы и громкости голоса большего воздушного давления, чем А . Так что диафрагма может совсем не подчиняться воле человека, и какие движения она совершает в тот или иной момент мы все равно никогда не поймем.

При самом «вредном» для вокалиста ключичном дыхании, диафрагма колышется лишь едва, легкие расширяются мало, воздух набирается в верхние отделы. Но вот работа-то по расширению легких, «внешнее дыхание», опять же, не диафрагмой осуществляется, а, главным образом, верхними рёбрами, что можно увидеть по заметному подъему плеч и верхней части груди.

А при дыхании брюшном (живот вперед) легкие увеличиваются так, что наполняются воздухом «под завязку». Причем, главным образом, отделы нижние. При этом сам воздух стремится как можно быстрее «выскочить наружу», так его много накопилось при вдохе (см. статью «Как правильно петь? Вокальная опора»). Обратите внимание – при таком дыхании НЕ РАБОТАЮТ РЁБРА! Ну или почти не работают…

Что же происходит? Образуется неправильная певческая установка! Вот что пишет об этом профессор Морозов:

«...фиксация дыхательного аппарата в состоянии вдоха у хороших певцов происходит не в фазе максимального вдоха, как у неопытных певцов, а скорее в фазе оптимального, очень умеренного вдоха. Удержать стенки грудной клетки от спадения, а следовательно, и сэкономить расход воздуха в этом положении несравненно легче, что и наблюдается у хороших певцов. Этой особенностью дыхания опытных певцов, по-видимому, объясняется незаметность их дыхания для посто­роннего взгляда. Понаблюдайте за хорошим певцом на сцене: вы не увидите никаких чрезмерных и резких ды­хательных движений. Певец как будто бы «не дышит», хотя голос его льется непрерывной струей. Вместе с тем дыхание неопытного певца легко обнаружить простым глазом: плечи у него высоко поднимаются при каждом вдохе. Недаром в вокальной педагогике подобные дыха­тельные движения плечей считаются признаком заведомо-неправильного дыхания. »

Итак, «вредно» вокалисту ключичное певческое дыхание, и только, почему же тогда все как один начинают с «живота»? Даже именитые вокальные педагоги, в том числе и классики-академисты? Да потому что привычка - вторая натура. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «В действительности все совершенно иначе, чем на самом деле».

*****

Учеными уже давно выяснено (и российскими, в том числе), что наиболее естественное дыхание, то есть то, которое свойственно нам по жизни, это средний вид – косто-абдоминальный. Его еще называют «нижнерёберно-диафрагматический», хоть это словосочетание и сложно прочитать с первого раза.

В данном случае в работу включается не столько «живот», сколько нижние рёбра, «раздвигающие» легкие, помогая диафрагме. Точнее, включаются соответствующие мышцы, которые и управляют этими ребрами, их движением.

Обратите внимание и на себя, и на своих друзей/близких, разве при разговоре у вас/них все время выпячивается живот при каждом вдохе? Да, когда человек делает глубокий вдох, вполне вероятно, что у многих можно наблюдать «невооруженным глазом» движение живота, хоть и редко. Но это когда глубокий вдох! И какова при этом пауза в разговоре? А так много вдохнув, люди могут что-нибудь говорить, предварительно не выдохнув часть набранного воздуха? Вот понаблюдайте…

Продолжим в СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ...

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник